По традиции, горнолыжный отдых в Краснодарском крае и в этом году будет максимально востребован. Взыскательные любители этого зимнего вида спорта привыкли к высокому уровню комфорта и оснащенности местных склонов. Сегодня поддерживать качество на высоте курортам помогают отечественные производители горнолыжной инфраструктуры, в том числе канатных дорог.
Краснодарские склоны примут почти 3 миллиона горнолыжников
Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев заверил любителей горнолыжного отдыха, что курорты региона к наплыву туристов уже готовы.
«Для любителей активного отдыха будут работать 125 различных трасс общей длиной 170 км, а также 66 канатных дорог», – сообщил глава региона.
Гостей примут более 2000 гостиниц и отелей. По статистике, курорты Краснодара посещают сотни тысяч горнолыжников, а в этом сезоне, как прогнозируют местные власти, турпоток на горнолыжные курорты с декабря по март может составить до 2,7 млн человек.
Для региона и для местного бизнеса это и прибыль, и хлопоты. Ведь нужно обеспечить качественный прием отдыхающих. К сфере туризма, которая сегодня активно растет и питает экономику субъектов РФ, особое внимание. И курорты, и сопутствующие ниши, которые обеспечивают работоспособность курортных зон, стараются развивать свои мощности и возможности.
Кроме дорог и отелей, строительство которых крайне важно для развития курортных зон, есть и еще одна составляющая успеха любого горнолыжного курорта – уровень его оснащенности канатными дорогами. Краснодарские курорты всегда были на высоте: сюда приезжали и приезжают отдыхать самые требовательные и денежные туристы. Они всегда знали, что здесь их отдых будет качественным и безопасным. На склонах стоят европейские подъемники мировых брендов, в комфортности и надежности этого оборудования сомневаться не приходилось.
Что мешает — и что поможет
Сейчас задача любого курорта — сохранить этот уровень. Те самые мировые бренды в России уже не работают. Пока, можно сказать, ситуация находится в стагнации: канатные дороги, установленные в прежние времена, все еще бодро работают на российских склонах, но ведь когда-нибудь понадобится ремонт или даже полная замена всей конструкции. Плюс строятся и новые курорты, которые оборудуются с нуля. Так что теперь сфере туризма нужна полноценная замена, нужны производители, которые будут обеспечивать курорты такими сложными механизмами.
Появляются новые зарубежные предложения. Например, в Китае местные горнолыжные склоны оснащает своей продукцией компания BMHRI, также канатные дороги там производят бренды CAMC Engineering (САМСЕ) и Goodyou, а также более локальные небольшие компании. Основные вышеперечисленные компании-производители канатных дорог в КНР пытаются освоить зарубежные рынки. Скажем, выходят с предложениями в Узбекистан, в Казахстан. А к России обращалась со своим предложением компания BMHRI. Ее предложения изучали курорты нескольких регионов страны. На опыт китайских коллег обратила внимание и краснодарский инвестиционно-строительный холдинг «САМСОН».
Но будет ли оборудование из КНР полезно и востребовано в России – пока неясно. Эксперты рынка уже замечали, что китайские канатные дороги ненадежны, сомнительное качество их обсуждалось, например, на главной промышленной выставке страны ИННОПРОМ-2024. К тому же, аварии на канатных дорогах BMHRI уже случались на местных китайских курортах. Есть другой плюс китайских предложений – они ниже в ценовом диапазоне. Но тут выгода сомнительна, потому что в этом случае российский курорт не получает льготы и государственную поддержку. Меры господдержки работают для курортных зон только в том случае, если закупается отечественное оборудование. О таком решении властей сообщил заместитель директора департамента станкостроения и тяжелого машиностроения Минпромторга Иван Трощенков.
Поэтому курорты, которые выбирают российское производство, считают такой подход более дальновидным. Тем более, когда ориентиром становится высокое качество и надежность. А надежность и безопасность для канатной дороги одна из важнейших характеристик. При этом российские канатные дороги проходят высокий порог ГОСТов, а вот те же китайские могут российскую сертификацию не пройти: в Китае в целом ниже требования к подобной технике. Ну а несертифицированное оборудование запуститься не может, отмечал в интервью «Интерфаксу» председатель Технического комитета по стандартизации ТК 289 «Краны грузоподъемные и машины непрерывного транспорта» Георгий Плотников. Получается, что, установив такой подъемник, курорт может даже просто разориться на последствиях.
«Китай активен в своей работе с рынком России, это понятно, страна наша огромная, потенциал большой. Точно также когда-то Европа с успехом на нашем рынке зарабатывала. Но сейчас мы вполне можем своими силами отвечать на экономические вызовы и закрывать потребности той или иной сферы. Оснащение горнолыжных склонов — работа точечная, требует щепетильности, четких расчетов, каждый раз это индивидуальный проект. Логично в такой области работать, во-первых, с постоянным партнером, во-вторых, с таким, специалисты которого обеспечат бесперебойный сервисный контроль. В таком сочетании правильный выбор – отечественный производитель, зарубежные партнеры не смогут обеспечить такие опции», – полагает экономист Виталий Логинов.
В России производство канатных дорог активно развивает холдинг РУСЛЕТ. Здесь готовы выполнять задачи под ключ, обеспечивая курорты начиная с комплектующих и заканчивая самим канатным подъемником в сборе. А с марта 2025 года такое взаимодействие курортов с производителем будет максимально решать задачу импортозамещения, потому что РУСЛЕТ начнет выпускать полностью локализованные современные канатные дороги. В таком подъемнике не будет ни одной импортной детали. Производство таких подъемников заработает на новой площадке холдинга РУСЛЕТ – завода «ТверьКанатДор» в Тверской области. Причем завод еще и оснащен по последнему слову техники, и отечественные канатные дороги будут делать на суперсовременных высокоточных станках. В том числе в цехах поставят и уникальное оборудование, которого единицы в России. Это значит, что каждая деталь нового канатного подъемника будет гарантированно высококачественной. Холдинг уже активно работает с различными курортами России. Идут поставки запчастей, достигнуты договоренности о возведении канатных дорог на новых склонах – скажем, на курортах «Архыз» в Карачаево-Черкессии, «Мамисон» в Северной Осетии, «Ведучи» в Чеченской Республике, «Турьев Хутор» в Сочи.
«Сегодня мы слышим от властей, как федеральных, так и региональных, что крайне важно развитие собственных производственных мощностей, во всех секторах экономики. Президент страны ставит целью достичь суверенитета, производственного и технологического. Недаром государство расширяет меры поддержки таких производителей, – говорит Виталий Логинов. – К тому же для регионов в таком подходе — двойная польза. Собственные производства еще и приносят доход в местную казну. Это касается и курортов, и промышленности, так что синергия этих двух экономических секторов всем на пользу».