В минувший понедельник были официально озвучены итоги опроса жителей сочинского микрорайона Дагомыс на предмет выделения этой территории в отдельную административную единицу: поселок городского типа. Напомним, 94% опрошенных жителей Дагомыса высказались за то, чтобы их микрорайон получил новый статус. По крайней мере, об этом заявили власти. Свои комментарии по этому поводу специально для “СочиСтрим” дал постоянный эксперт портала политолог и социолог Андрей Прокофьев.
– Андрей Васильевич, в самой новейшей политической истории города Сочи мы пережили два опроса жителей по поводу создания поселков городского типа. Это Имеретинская низменность с пресловутым Сириусом и Дагомыс. Что общего и чем отличаются оба этих опроса?
– Общее, это статус территорий: поселок городского типа. На текущий момент обе они будут существовать в рамках самостоятельного муниципального образования – городского округа по имени город Сочи. То есть, никакого своего бюджета, представительных органов власти, какой-либо самостоятельности в принятии решений на уровне этих территорий не предусматривается. Не будет и каких-либо плебисцитов по избранию глав администраций, какого-либо депутатского корпуса. В Сириусе уже сидит пять человек чиновников, делегированных мэрией Сочи. В Дагомысе – скоро появятся. Как и у новорожденного Сириуса, у дагомысского эмбриона есть свое отдельное предназначение.
– Вы имеете ввиду всякие полезности, в виде своих МФЦ, паспортных столов и налоговых, которые посулили и уже дают жителям Имеретинки и Дагомыса после появления статуса поселком городского типа?
– Статус поселка городского типа никак не влияет на присутствие или отсутствие на этой территории учреждений, предоставляющих государственные и муниципальные услуги. В реальности эти услуги предоставляются на территории одного и того же муниципального образования – города Сочи. Так что, эти заявления я отношу к разряду пропаганды, направленной на доверчивых старушек. Также нелепо выглядит и заявление местных властей о том, что эти территории получат некую отдельную строку финансирования. Отдельное финансирование – это свой бюджет, своя доходная база. Если этого нет – то “строка финансирования” – это простой перенос цифр из одной бумажки в другую, причем обе эти бумажки лежат на одном столе, а расходы делаются из одного источника под названием муниципальная казна.
– Заявлялось еще и о том, что тому же Дагомысу в новом статусе будет проще входить в разнообразные программы благоустройства…
– Это тоже занимательное мнение. Но, что мешает городу Сочи, статус которого на несколько порядков выше и весомей, чем какой-то поселок, хоть и городской, заявляться на эти программы и получать финансирование для улиц и дворов в том числе и Дагомыса?
– Тогда зачем понадобилась такая административная реформа?
– В плане Имеретинки достаточно ясно: решительный заход на получение в перспективе статуса городского округа, формирование под боком у Сочи этакого “Суперсочи” – компактной, элитной и высокодоходной территории с возможным выводом ее в статус города федерального значения. Что касается несчастного Дагомыса, то тут дела обстоят иначе.
– И куда сегодня движется Дагомыс?
– С одной стороны, Дагомыс понадобился тактически – чтобы горожане видели, что ПГТ “Имеретинка-Сриус” не какой-то спецпроект по уводу мощно проинвестированной государством территории из состава Сочи и даже, возможно, из Краснодарского края. При таком раскладе гораздо удобней называть Сириус через запятую с Дагомысом. С другой стороны, власти города, как я полагаю, намерены, наконец, разделить длинную “кишку” Лазаревского района пополам. Исключительно в целях управляемости. Под эти, уже не идеологические, а сугубо практические цели они и решили нарезать новый поселок городского типа – будущую “столицу” Дагомысского района, в состав которой можно будет поэтапно включать всё новые территории.
– А почему не сделать это сразу?
– Сразу – получается дорого и хлопотно. Почему хлопотно? Да по причине того, что даже с компактной Имеретинкой удалось совладать не без скандалов и обличений со стороны отдельных наиболее активных деятелей из числа сочинской общественности. Конечно, администрация города справилась с поставленной задачей. Можно сказать, что это была первая практическая проверка мэра Копайгородского и его команды. Но, все равно в сеть поползли записи с камер смартфонов, сделанные со встреч с жителями, “залеты” сомнительных персонажей, проводящих некий поквартирный опрос, с персональными данными. Пассионарные граждане даже нажаловались прокурору по этому поводу. Оттого и считали итоги опроса в Имеретинке долго – трое суток. В Дагомысе их озвучили уже на следующее утро.
– Думаете, что в случае с Дагомысом были сделаны оргвыводы по итогам наработанной практики?
– ПГТ Дагомыс “делали” (я имею ввиду опрос населения) уверенно и четко, без излишней публичности. Формально сочинская мэрия даже отношения к этому всему не имела: это был как-бы исключительно почин граждан, поддержанный Городским собранием Сочи, и направленный “на землю” губернатором Кондратьевым для изучения мнения широких народных масс.
– Но ведь общественная дискуссия вокруг Дагомыса все равно состоялась?
– Конечно. “Неблагодарная” сочинская общественность нашла поводы для возмущения. Не понятно, правда, против чего именно. Ведь принципиально Дагомысу мало что угрожает, и уж точно хуже не будет, но возмущение и порицание идеи ПГТ было высказано. Увы, без серьезных аргументов. Теперь представьте, если бы рядовым чиновникам администрации (именно их, как сообщают жители, по неформальной разнарядке оправили на обход домов и квартир с опросом по судьбе Дагомыса) пришлось за неделю обходить высокогорные аулы и многочисленные подворья всей восточной части Лазаревского района? Главу администрации Волковского сельского округа этим летом уже укусила большая собака как раз во время обхода вверенной его заботам территории. О чем все глубоко сожалели. А покусай она чиновника, проводящего опрос, да еще в часы, когда он обязан сидеть в своем кабинете и отрабатывать зарплату? Одним словом, как я это вижу, разом сделать такой опрос без скандалов и пострадавших технически показалось довольно сложно. Теперь о дороговизне.
– Кстати, да. По какой причине это дорого?
– По причине переделки документов, перерегистрации, исправления данных. Новый район, помимо финансовых затрат, это еще и напряженность среди граждан, которым меньше чем через год нужно будет избирать не только новый состав ГСС, но и губернатора Краснодарского края. А по устоявшейся сочинской традиции жители весь свой местный и бытовой негатив всем миром могут понести на избирательные участки. Такие испытания и передряги молодому, но уже многоопытному мэру Сочи не очень нужны. При этом с протяженным Лазаревским районом что-то делать все равно придется.
– И как же, на ваш взгляд, будут развиваться события?
– Мирно создадут ПГТ Дагомыс. После чего, за три-четыре, а быть может, за пять-шесть заходов начнут включать в состав этой административной единицы сельские округа и микрорайоны. За 2-3 года это “поднявшееся тесто” дорастет до внутригородского района. Тогда, по какой-нибудь Нижней Хобзе, Лазаревскому району проведут деликатную ампутацию его восточной части.
На мой взгляд, сочинская мэрия в деле придания нового статуса Дагомысу и нарезки нового района Сочи, избрала весьма взвешенный подход. С замахом на перспективу. При этом, действия городской власти достаточно последовательные и решительные. Менее, чем за 100 дней работы мэра Копайгородского в Сочи, Дагомыс – уже вторая административная реформа. Реальной пользы жителям от нее, я полагаю, будет немного, но управляемость будет несколько выше.