Инициатива об идее проложить новую федеральную трассу, которая по короткому маршруту свяжет район Кавказских Минеральных Вод с Адлерским районом Сочи, снова стала предметом всестороннего обсуждения. Более того, она вызвала весьма широкий резонанс в регионах сразу двух Федеральных округов и получила всероссийское звучание.
Стоить отметить, что впервые идея связать автодорогой Северный Кавказ с городом Сочи прозвучала еще в 1961-ом году. То есть, в нынешнем 2021-ом году можно будет справлять 60-летний юбилей этому смелому, но так и не реализованному проекту. За это время страна построила несколько десятков трасс национального значения, создала разветвленные дорожные сети в регионах, построила БАМ, связала асфальтом Центр России и её Дальний Восток, возвела сотни мостов и десятки тоннелей. Но, идея трассы от района Кавминвод до Адлера так и осталась на бумаге, в качестве «суперпроекта» возрождаясь и погибая для каждого нового поколения дорожных строителей.
В редакции «СочиСтрим» решили не только тщательно проанализировать идею создания новой дороги, но и опросили экспертов о перспективах и последствиях этой гипотетической автотрассы для города-курорта Сочи. В свои комментарии эксперты вложили экономику, экологию, транспортную логистику и даже возможную позицию мирового сообщества.
Окажемся в списке ЮНЕСКО «наследие под угрозой»?
Ни для кого не секрет, что долбить туннели и возводить многочисленные мосты строителям предполагаемой трассы от Кавминвод до Адлера придется по землям Кавказского заповедника. То есть, экономическая и транспортная целесообразность в данном случае должна превалировать не только над вопросами сохранения уникальной природы Кавказа, но и над российским законодательством. Кстати, международную значимость природы Кавказа тоже никто не отменял.
Вопросы прокладки дороги по заповедным землям Кавказа прокомментировала член всемирной комиссии Международного Союза окружающей среды (консультативного органа ЮНЕСКО – «СочиСтрим») по особо охраняемым природным территориям, руководитель секции экологии и рационального природопользования Сочинского отделения Русского географического общества ЮЛИЯ НАБЕРЕЖНАЯ:
«С точки зрения закона строительство такой дороги, проходящей по территории Кавказского заповедника, сегодня невозможно. Лоббирование этого проекта формирует риски для появления новых попыток ослабления российского природоохранного законодательства. Подобного рода предложения и проекты могут послужить дополнительным основанием для того, чтобы объект Всемирного природного наследия «Западный Кавказ», ядром которого является Кавказский заповедник, в 2022-ом году на сессии ЮНЕСКО, попал в список «наследие под угрозой». Это, кроме непосредственных вопросов охраны природы, станет для нашей страны мощным репутационным ударом, которого мы допускать не должны.
Кавказский заповедник, как территория с максимальным заповедным режимом, создана для сохранения биоразнообразия растительного и животного мира, уникального в планетарном масштабе. Любое фрагментирование территории Кавказского заповедника принесет к нарушению путей миграции животных. Строительство дороги неизбежно притянет сюда сопутствующую инфраструктуру – заправки, кафе, отели. По этой причине предлагаемая дорога, идущая по территории заповедника, принесет природе колоссальный и уже никогда не поправимый ущерб.
Также, важно учитывать, что условия высокогорья сделают строительство и поддержание такой дороги «платиновой» по стоимости», – сообщила Юлия Набережная.
Воды, тропы, леопарды
Научное сообщество Сочи тоже не могло остаться в стороне от идеи новой дороги на Кавминводы. Профессор, доктор биологических наук, академик Российской академии естествознания АНАТОЛИЙ КУДАХТИН так пояснил перспективы новой транспортной артерии:
«Проект этой дороги научному сообществу несколько раз предлагали на обсуждение еще в советские годы. В середине 70-х годов и в начале 80-х годов прошлого века власти прислушались к позиции ученых и не пошли на этот губительный шаг. Почему губительный? Да потому, что эта автотрасса, северная часть которой, кстати, на некоторых участках уже выполнена, должна будет проходить через ядро Кавказского заповедника, делить его на части. А ведь эта дорога должна пересекать русла Большой и Малой Лабы, что резко отразится на водостоке и функционировании этих рек. Затем, трасса, согласно идеям строителей, выходит в район озера Кардывач, то есть, в исток Мзымты. Что будет с этой рекой по итогам стройки? Оценить потери здесь можно лишь одним словом: они будут катастрофическими, невосполнимыми никакой экономической целесообразностью.
Теперь о животном мире. Здесь все не менее сложно. Дорога через заповедник перекрывает пути миграции крупных млекопитающих. Включая зубров и леопардов, популяции которых сегодня возрождают на Кавказе, привлекая серьезные средства».
Многовекторный туризм
Одним из тезисов, прозвучавших в пользу новой дороги стало и некое сращивание городов и даже целых регионов. А именно — превращением в единую агломерацию района Кавказских Минеральных вод (а значит и всего Северного Кавказа) с Черноморским побережьем. В доводах ЗА дорогу сообщалось, что она «даст возможность лечиться, оздоравливаться на Кавказских Минеральных Водах, переезжать кататься на лыжах на Эльбрусе, в Архызе, в Домбае […] и фактически по этой же дороге переехать и спокойно отдыхать на Черноморском побережье в Сочи и там дальше».
Руководитель «Сочинской ассоциации туризма» Денис Котов не без прикладного интереса отозвался об этой идее:
«Исходя из прозвучавших аргументов можно предположить, что мы имеем на повестке дня интереснейшую разновидность туризма. К примеру, жителям какой-нибудь Москвы или Челябинска нужно долететь до Адлера, остановиться в Курортном городке или в Имеретинке, искупаться в теплом море, оттуда приехать на Красную Поляну, провести там несколько дней, а когда надоест — рвануть на Домбай или на Эльбрус, по пути оздоровившись минеральной водой в Кисловодске, после чего, уже спустившись с высокой горы он проследует по загадочному направлению «и там дальше». Либо же — в обратной последовательности.
Этот вид отдыха, безусловно, весьма интересный и разнообразный, но, скажем так, довольно странный. С учетом того, что люди из «глубинной России» вырываются на отдых в среднем на полторы-две недели, это многовекторное предложение мне кажется несколько экзотичным, хотя и имеющим некоторый теоретический интерес».
Дублер дороги Джубга-Сочи под вопросом?
В новой дороге эксперты увидели и то, как новая дорога может отразиться на развитии международной торговли. Точнее, сделает Сочи транзитным городом для зерновых перевозок.
Здесь экспертами была усмотрена серьезная угроза для курорта Сочи. Специалист по транспортной логистике и дорожному строительству, заместитель директора ООО «Вектор» (сочинский генподрядчик нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» – «СочиСтрим») Андрей Мельников пояснил:
«Ставропольский край — вторая после Кубани зерновая житница Юга России. Поэтому, я не исключаю, что часть автомобильных перевозок зерна со Ставрополья и Нижней Волги будет перенаправлена по «новой дороге» из района КМВ на Адлер, чтобы оттуда – по единственной на сегодняшней день и крайне перегруженной автотрассе вдоль побережья — проезжать через весь Большой Сочи к портам Туапсе и Новороссийска. С такими инициативами мы рискуем превратить курорт Сочи в окончательно забитый транспортом транзитный город для зерновых перевозок.
На мой взгляд, оптимальным было бы вначале построить долгожданную трассу-дублер, идущую через Большой Сочи на Джубгу, к основному полотну трассы М4 «Дон», вынести с побережья железную дорогу, а уже потом заниматься такой «роскошью», как перпендикулярные ей транспортные пути. В конце концов, один «меридианный» транспортный коридор с побережья, кроме участка трассы от Джубги на Горячий Ключ и Краснодар, у нас уже имеется: от Туапсе, через Шаумянский перевал на Апшеронск и Майкоп, откуда идет прямая дорога на Армавир и Ставрополь. При этом на Шаумянском перевале мы до сих пор имеем участок трассы в грунтовом исполнении, условно-проезжий в непогоду. Но, главным и наиболее значимым для Сочи проектом было и остается строительство дублера дороги А-147 Джубга-Сочи», – пояснил Андрей Мельников.
Потоки миграций без кубанских оваций
Эксперты увидели в проекте новой трассы и социально-экономические риски, связанные с трудовыми миграциями и привлечением инвестиций на Черноморское побережье.
Свою позицию пояснил руководитель проекта по строительству спортивного гипермаркета “Декатлон” в городе Сочи Сергей Якубовский:
«Насколько я понимаю, этот проект не рассматривался и не обсуждался совместно с теми, с кем планируется объединить Ставрополье и весь Северный Кавказ. Считаю вынесение данного проекта несколько преждевременным и не до конца проработанным. Этот проект значительно повысит нагрузку на действующую транспортную и социальную инфраструктуру курортов Краснодарского края. При этом, его социально-экономический эффект будет незначительный для населения Черноморского побережья.
Необходимо также учитывать, что создание такой транспортной инфраструктуры будет способствовать увеличению не только туристических, но и миграционных потоков в сторону побережья. Не могу в таком случае исключать и формирования напряженности на социально-бытовом уровне.
Стоит принимать во внимание и тот факт, что уровень социально-экономического развития целого ряда субъектов РФ, которые может связать новая автотрасса, значительно различается между собой, не говоря уже о разном уровне безработицы. В таком случае, мы рискуем придти к той ситуации, когда решение экономических проблем соседей в определенной степени перенесется на черноморские курорты Кубани. При этом, проблемы и острые вопросы самих курортов могут так и остаться не решенными. К примеру, Сочи в последнее время остро нуждается в модернизации системы ЖКХ, реновации железной дороги, особенно на территории Лазаревского района, берегоукреплении и расчистке русел рек.
Кроме этого, проект может стать камнем преткновения для ряда крупных инвесторов, которые, не исключаю, могут повременить с вложением крупных капиталов в местность, которая благодаря этой дороге фактически превратится единую с агломерацию с целым рядом соседних регионов».