Сегодня, когда «Приморская» отмечает 85 лет со дня открытия (а это состоялось как раз 17 августа 1936-го года), «СочиСтрим» собрал главные вопросы по поводу будущего легендарной гостиницы и провел собственное расследование, чтобы ответить на них.
Прогремевшие недавно на всю страну сообщения о том, что во время Петербургского международного экономического форума власти Краснодарского края и города Сочи заключили с «Группой ЛСР» инвестиционное соглашение относительно гостиницы «Приморская», озадачили жителей курорта. С одной стороны, 21 миллиард инвестиций на дороге, как говорится, не валяется. Деньги всероссийской здравнице очень нужны для наискорейшей реализации самых разных инфраструктурных проектов. С другой, возникает опасение, что чужаки-толстосумы не будут с должным пиететом относиться к историческому, дорогому сердцам горожан, объекту и наворотят черт-те что. Давайте разберемся.
Правда ли, что новые владельцы собрались демонтировать легендарную сочинскую гостиницу «Приморская», а на ее месте возвести жилую высотку?
Действительно, у «Приморской» теперь новые владельцы. И это, кстати, позитивный момент для исторического здания, которое, если совсем мягко сказать, пришло в последние годы в достаточно запущенное состояние. В ситуации с «Приморской» приход практически любого нового собственника и инвестора должен был бы выглядеть, наверное, как очевидное благо, ведь подобного рода архитектурные сооружения требуют постоянных вложений, средств на поддержание, реставрацию и уход.
Но ситуация с «Приморской» выглядит принципиально иначе. Её новым владельцем стал не «любой», а «Группа ЛСР», девелопер №2 в России по объемам строительства, крупнейший строительный холдинг, у которого в активе заводы-пароходы. Причем, это не фигура речи: компания владеет двумя огромными домостроительными комбинатами, продуктивно занимается добычей и производством стройматериалов (кирпич, газобетон, песок, щебень), для доставки которых использует собственный флот. Флот специализированный — может и умеет создавать (намывать) новые территории из песка. Чистый Дубай!
При этом, конечно, ни о каком сносе или демонтаже здания речи быть не может: «Приморская» – объект культурного наследия. Поэтому историческая ее часть, такая, какой она была на момент ввода в эксплуатацию в 1936-ом году, будет бережно реставрирована. Но у «Приморской» есть более поздняя пристройка конца 60-х — начала 70-х годов XX века, не имеющая культурной ценности. Эту пристройку владелец как раз и намерен перестроить на современный лад, сохранив при этом главное предназначение – для размещения тех, кто приезжает в Сочи в целях отдыха, туризма, поправки здоровья или с деловыми целями.
Естественно, обновленная пристройка «Приморской» будет многоэтажной. Ну, а для сохранения рекреационного пространства вокруг гостиницы, предназначенного для отдыха и прогулок гостей Сочи и горожан, все парковочные места для автомобилей решено сделать подземными. Таким образом, под понятие «реконструкция», которое вызвало немало пересудов у горожан, попадает лишь «новая часть» «Приморской» – то, что было наспех и по упрощенной схеме пристроено к гостинице спустя 35-40 лет с момента ее постройки. Кстати, именно этот изрядно обветшалый «позднесоветский» номерной фонд, в отличие от подлинного творения Наумычева и Рейбана, в настоящее время требует вмешательства строителей, причем не банального ремонта, а демонтажа и создания на его месте дорогого, современного, компактного по площади застройки и, одновременно, вместительного нового отеля.
Зачем городу Сочи еще один дорогой отель?
Да, очевидно, что «Приморская» после обновления станет отелем премиального класса — локация, так сказать, обязывает. Запрос на подобного рода номерной фонд, особенно с учетом пандемии, очень высок — в городе ощущается его резкая нехватка. Выгода для горожан при этом очевидна: чем больше приезжие будут оставлять в регионе денег, тем больше будут отчисления в бюджет. Таким образом, для малого и среднего бизнеса Сочи новый, солидный и продвинутый отель призван стать еще одним из тех локомотивов, которые дают новые импульсы в экономическое развитие города-курорта.
Кроме прочего, к деньгам в экономику города от новых туристов и отдыхающих следует добавить новые рабочие места для горожан. Только проект «Приморской» создаст около 500 новых рабочих мест. А ведь компания ЛСР, судя по всему, пришла в Сочи всерьез и надолго — для развития своего гостиничного направления она уже приобрела санатории «Кристалл» и «Волна».
Это по-настоящему здорово, что властям удалось договориться с «Лучшими Строителями России» (в народе так часто расшифровывают аббревиатуру ЛСР) о системной работе в регионе, а не о проекте-однодневке. Таким образом, очевидно, что в данном случае дело 21 миллиардом не ограничится — будут и еще вливания в нашу экономику, которые в том числе поддержат местный строительный бизнес разного рода заказами.
Очередная высотная гостиница возле моря — это плохо?
А главное — зачем?
В данном конкретном случае точно — не плохо, считают эксперты.
Во-первых, рядом на береговой линии в Сочи уже есть высотные отели «Хайятт», «Пулман», «Лазурная», высоткой является и легендарная «Жемчужина», которая уже скоро как полвека выступает в качестве одного из наиболее узнаваемых зданий города. Поэтому от наличия рядом еще одного здания схожей высоты никак принципиально не изменится сложившийся городской архитектурный ландшафт.
Во-вторых, проект явно будет радовать глаз, поскольку уже известно, что им занимаются ведущие российские архитекторы. Так, разработку проектной документации «Приморской» ведет бюро «Меганом» Юрия Григоряна – архитектора с мировым именем.
Мы заглянули в обширное портфолио Григоряна: там Новый Музей Кремля, проект реконструкции Средних торговых рядов на Красной площади в Москве, Новая сцена Театра на Таганке, генеральный план Парка Горького и общая концепция с дизайн-кодом столичного жилого комплекса «ЗИЛАРТ», признанного профессионалами лучшим в России в рамках конкурса ТОП ЖК. Эти и другие работы заслуженного авторского коллектива свидетельствуют лишь об одном: Григоряну и его единомышленникам доверяют серьезные, значимые и, в общем-то, культовые проекты современной России, в которых модернизация тесно переплетается с сохранением архитектурного облика, а современные технологии и подходы в проектировании не противоречат сложившейся традиции.
Ну, и в-третьих, город Сочи все-таки идет в общем контексте с мировыми трендами в развитии туриндустрии. А мировой опыт однозначно показывает: если хочешь иметь хорошую туристическую инфраструктуру — приходится мириться с высотками, поскольку только такие варианты дают окупаемость бизнесу. Дабы не быть голословными — приводим фотографии самых успешных курортов мира. Насладитесь!
Реально ли бережно сохранить историческое здание гостиницы 30-х годов, не явят ли нам обычный новодел?
Мы не привыкли слепо верить в разного рода красивые прожекты, поэтому давайте обратимся к опыту ЛСР — изучим, имеются ли у компании компетенции, которые позволят нам не повторить печальную историю с «восстановлением» в Сочи здания дачи Хлудова в парке Ривьера?
Итак, компания не так давно выполнила комплекс реставрационных работ в историческом здании 1893-го года — доме Аскалона Труворова на набережной Мартынова в Санкт-Петербурге. Реставраторы «Группы ЛСР» тогда полностью восстановили изящный декор на фасадах здания, облицевали цоколь здания «пулиловским камнем» – традиционным для Санкт-Петербурга конца XIX века, восстановили конструктивные элементы легендарного особняка. Заметим, что питерский дом Труворова, как и сочинская «Приморская», тоже выполнен в стилистике неоклассицизма.
Не менее интересна работа «Группы ЛСР» по восстановлению исторического облика коммерческого здания по одному из главных адресов Северной столицы: Невский проспект, дом 1. Этот дом, равно как и «Приморская» для Сочи — одна из «визитных карточек» города. Один из его корпусов вообще выходит на Дворцовую площадь Питера. А история создания легендарного дома уходит в 70-е годы XVIII века, когда там располагалась гостиница «Город Лондон». Получается, реставрировать здания старинных отелей для специалистов этой компании дело достаточно привычное. На этом объекте реставраторы сохранили фасады, внутренние интерьеры, воссоздали такие знаковые исторические элементы как деревянную дверь, мраморные лестничные марши и световой фонарь на шестом этаже флигеля.
Ну, и еще один, уже московский пример реставрационных работ «Группы ЛСР». Это бизнес-центр «Новый Балчуг» на улице Садовнической — в пятистах метрах от Кремля и Красной площади. Там реставраторы и инженеры компании сумели не только восстановить исторический облик старинного здания авторства знаменитого Эрнста-Рихарда Нирнзее, но и разместить в его комплексе парковку для почти двух сотен автомобилей — видимо, этот опыт «Группы ЛСР» по компактному проектированию средств парковки автотранспорта тоже будет реализован в Сочи.
Что еще даст городу новый проект, кроме дополнительных поступлений в бюджет и средств, направленных в экономику города?
Наши собеседники, не понаслышке знакомые с проектом, пояснили, что существует намерение не только провести красивое благоустройство прилегающей к гостинице «Приморская» территории, но и максимально сохранить имеющийся там зеленый ландшафт, основы которого были заложены выдающимися архитекторами и озеленителями 30-х и 60-70-х годов прошлого столетия.
При этом, гостиничный комплекс, а значит и город, обретет дополнительную парковку в центре, что позволит разгрузить прилегающие улицы от припаркованных автомобилей и повысить пропускную способность транспортных артерий в этом районе, особенно во время пиковых нагрузок на улицы. Ну и, надеемся, всем нам придется по вкусу новый ресторан с панорамным видом, создание которого предусмотрено на самой верхотуре обновленной «Приморской», за развитием которой мы с интересом продолжим следить.