Субтропический Сочи не вечен. Так считает ученый-футуролог Максим Апраксин, который давно и детально изучает эпохи похолоданий на планете Земля. Он сообщил о том, что ждет черноморскую жемчужину России в обозримом, как он считает, будущем. Потоки беженцев, городские банды, мертвые стены здравниц и страшные техногенные катастрофы. О своих научных выводах Максим рассказал корреспонденту «СочиСтрим».
Холод не за горами
-Максим, что нам, сочинцам, и людям, которые мечтают сюда поехать на время и даже переехать навсегда, ждать от местного климата?
-Климат на Земле меняется. И если масса ученых заявляет о том, что нам грозит глобальное потепление, то я с этим не соглашусь. Вся эта «тепловая глобалистика», в основном, дорогой пиар и желание транснациональных компаний перераспределить ресурсы планеты в свою пользу. Для этого и придумано «глобальное потепление». Я считаю это великим блефом. Нас ждет похолодание. И Сочи ждет серьезное и жесткое похолодание.
-То есть, будет новый ледниковый период, как в известном мультике? А вместо мамонтов будут вымирать медведи и леопарды?
-Не совсем так. Глобального планетарного похолодания ожидать не придется. А вот значительное изменение климатических зон — уже грядет. Там, где раньше плавали айсберги и по льдам ходили белые медведи — будет теплое море, ласковое солнце, тундра станет джунглями, а вечная мерзлота уйдет. Там же, где сейчас море и пальмы, придут арктические ветра, пурга и мороз. Пляжи затянут паковые льды, а теплые горные долины похоронят многометровые снега. Целые теплые туристические побережья России превратятся в Магадан, Мурманск, Салехард и Дудинку. А Сочи станет арктическим городом.
-На нас снова свалится метеорит или, как говорила героиня Булгакова, «земля наткнется на небесную ось»?
-Ни на что натыкаться не нужно. Для этого земной оси достаточно отклониться на несколько градусов, а магнитным полюсам земли поменяться местами. Такое в истории нашей планеты происходило многократно. Причем, такая наука как геология, показывает нам, что подобные изменения происходят достаточно быстро. Поэтому осознавать масштабы глобальной катастрофы, которая грядет на планету, нам нужно уже сегодня. И первый от нее пострадает Российский Юг.
-Итак, земля сместилась, полюса поменялись местами. Холод пришел на Черноморское побережье Кавказа. Что произойдет непосредственно в Сочи?
-В первую очередь, нас ждет коллапс всех коммунальных систем. Водопроводы, канализация, тепловые сети, электрические провода — все это спроектировано и выполнено, исходя из местных теплых условий. При морозах ниже тридцати градусов все это начнет выходить из строя, схлапываться, замерзать. Представляете, что будет, к примеру, с водопроводными трубами при глубине промерзания грунта в два и более метров? А при наступившей вечной мерзлоте? Обезвоженный, задыхающийся в собственных отходах, обесточенный город. Город-призрак. Город-мертвец. Город-склеп.
Пальмы – на дрова
-Зачем вы такое говорите? Неужели сочинцы, добрые теплолюбивые сочинцы будут сидеть с буржуйками по своим домам и квартирам?
-Кто сказал, что в этих домах и квартирах можно будет находиться? Они все рассчитаны на мягкий южный климат. Тонкие стены и перегородки, не рассчитанные на полярные морозы, уже никого не спасут. Их не прогреет ни одна буржуйка в случае массового коллапса центрального отопления. Да и где горожане возьмут такое огромное количество топлива, чтобы согреть свои остывающие жилища? Они за короткое время истребят все леса в Нацпарке, вырубят Платановую аллею, пальмы на Навагинской останутся лишь сладким воспоминанием о былых теплых временах — их безжалостно распилят на дрова.
-Ведь можно будет привезти топливо на железной дороге, автомобилями, забросить уголь и дрова морем?
-Кто вам сказал, что у Сочи сохраниться связь с внешним миром? Зима, длиной в девять месяцев не пощадит никого. На зиму все пути подхода к Сочи будут завалены снегом. И ни один перевал, даже если его расчистят, невозможно будет проехать по страшному гололеду. На серпантинах будут скапливаться сотни фур, которыми отчаянные водители станут пытаться подвезти продукты в замерзающий город. А навстречу им будут идти бесконечные вереницы беженцев: с узлами из простыней и наволочек.
Дальняя окраина страны
-Есть же железная дорога?
-Она продержится несколько дольше. Расчищать заснеженные пути будет вся страна. Но это продлится недолго: обильное таяние снега и льда, накопившегося за долгую и суровую зиму, образует катастрофические паводки. Из долин горных рек к морю будет нести сотни миллионов тонн воды, вперемешку со льдом. Первыми падут мосты, потом очередь дойдет до железнодорожных насыпей. Сверху на то, что останется от железной дороги, сползет автотрасса.
Занесенные снегом мертвые «Ласточки» на перегонах, да промерзшие вокзалы, где будут пытаться укрыться горожане, вот и все, что останется от былого транспортного благополучия. На вокзале в Лазаревском, чудом устоявшем после очередного снегопада, организуют эвакуационный пункт. Крыша огромного здания вокзала в Адлере обвалится под давлением многометрового снега и льда. Город Сочи окончательно превратится в дальнюю и холодную окраину страны.
-Но ведь есть морские пути? Аэропорт, наконец…
-Черное море, покрытое непроходимой толщей льда, будет открыто для судоходства лишь 4-5 месяцев в году. Порты в Имеретинке и в самом Сочи расчистят от яхт и прогулочных катеров. Они будут жалкими грязными грудами валяться вокруг морского вокзала. Караваны самоходных барж, танкеров и сухогрузов станут следовать за ледоколами, пытаясь пробиться в бывший город-курорт. В Сочи возникнет понятие «северный завоз».
Что касается воздушного сообщения, то да, сюда иногда будут приходить борты военно-транспортной авиации — вывозить людей и забрасывать северную вахту.
Черные окна “Сириуса”
-Что будет с общественными пространствами города? С парками, скверами, набережными?
-Откройте в интернете картинки Русского Севера. Примерно так же. «Левиафан» на утраченный южный манер. На снегоходе по льду Черного моря можно будет проехать от Сочи до Олимпийского Парка, посмотреть на заброшенные руины стадиона Фишт, к которому со стороны моря подступили огромные ледяные торосы. Пустынная площадь Олимпийского огня превратится в былое напоминание того, что когда-то тут горел огонь и гуляли люди. Черными глазницами пустых окон будет смотреть на хмурое арктическое небо образовательный центр «Сириус». Его сотрудники и персонал перекочуют на Кипр, где им Правительство заранее подготовит новую учебную базу.
-А как же отели, санатории, гостиницы?…
-Никак. От слова совсем. За отсутствием туристов и отдыхающих их закроют в течении одного-двух сезонов, когда станет понятно, что холод уже не отступит и что летом в Сочи средняя температура будет +8 градусов. Дольше всех продержится «Бочаров ручей», который станет арктической резиденцией главы государства. Но потом закроют и его — по причине транспортной недоступности и очевидной ненадобности содержать все это хозяйство на краю света — в труднодоступном и богом забытом Сочи, превратившемся в убогую окраину страны.
-Как станет складываться социальная жизнь города? Чем будут жить люди?
-Население города за 5-6 лет уменьшится до 15-20 тысяч человек. Это будет страшный, жестокий Исход. И с ним справятся не все. Бесконечные вереницы людей потянутся в сторону Джубги в надежде успеть уйти от надвигающейся страшной зимы. По провалам на дороге, по остаткам бетонных шпал на железнодорожном полотне, через занесенные перевалы они будут искать спасения на Кубани, куда придет суровый архангельский климат.
Со стороны Новороссийска и Геленджика — со всех курортных поселков в Джубгу потянется убегающее от пришедшей Арктики население. Пункт приема беженцев в Горячем Ключе не будет справляться с потоком людей, ищущих спасения и приюта. Холодный ветер их будет гнать дальше — на теплый российский север, в Рязань и нижний Новгород, в республику Коми и Пермь — туда, куда неожиданно пришло тепло, после изменения склонения земной оси.
Разгул преступности и смертная казнь
-А кто останется? Чем будут заниматься они?
-Первоначально город захлестнут народившиеся банды. Грабежом и разбоем они проживут несколько лет, пока в умирающем городе не проведут войсковую операцию и не посадят бродяг и преступников в уютный фильтрационный лагерь в Вардане. Там хотя бы будут кормить. Многие из них, вместе с охраной и гражданским персоналом, не смогут перенести новой зимы, которая окажется более холодной и снежной, чем та, самая первая арктическая зима в городе Сочи.
-Власть в эти тревожные дни и годы будет с горожанами?
-Изменения коснутся и властей. Мэр города Сочи, по указу Президента, станет военным комендантом с неограниченным набором полномочий, вплоть до введения военно-полевых судов. Городское собрание перестанет существовать, поскольку его депутаты в большинстве своем покинут Сочи. Город станет отдельной федеральной территорией, где разрешат смертную казнь.
Для поддержания порядка в Сочи введут воинские части из контрактников-сибиряков, которые станут вести патрулирование улиц и основных развязок. Для надежности и тепла их разместят прямо в городских туннелях, оградив подходы пулеметными гнездами и бронетехникой.
Настанет сложное и хмурое время. Без надежд и покоя. Главной радостью тех дней станет гудок ледокола в порту, который привел караван барж с углем и сухарями для самых последних сочинцев.
Лучшее, конечно, впереди
-Но ведь будет и что-то хорошее?
-Через год-два Сочи приравняют к Крайнему Северу, введут здесь северную надбавку, начнут завозить вахтовиков. В Хосте, на руинах микрорайона, организуют рабочий поселок из теплых строительных вагончиков, откуда вертолетом станут забрасывать медикаменты и продовольствие последним обитателям Эсто-Садка и Красной Поляны.
-А что дальше?
-А дальше Сочи постепенно войдет в нормальную жизнь обычного российского города. Стабилизирует население тысяч до двадцати. Народ обживется, привыкнет к романтике снежных походов на лыжах, полюбит морскую рыбаку на льду. В торговом центе в «Магнолии», который один из немногих сохранит свою розничную торговлю, начнут массово предлагать дубленки и ватники. Благодаря кавказскому овцеводству в Сочи наладят выпуск валенок.
В этой ситуации страшная трагедия ждет черноморских дельфинов. Они не смогут выжить – ведь на Черном море, покрытом льдами, будет трудно находить полыньи для того, чтобы выныривать и дышать.
Пар изо рта сочинцев будет выходить по восемь месяцев в году. Народ понастроит бань, увлечется моржеванием, станет строить избы в ипотеку. За привозными мандаринами придется стоять длинные очереди. Одним словом, обычная, привычная и вполне достойная жизнь ждет этот замечательный город. Уверен, что сочинцы спокойно и достойно справятся с грядущими испытаниями и покажут всей России пример успешного преодоления климатических трудностей.