Бдительное око Уполномоченного по правам ребенка в Краснодарском крае Татьяны Ковалёвой усмотрело возможное нарушение прав прогремевшей на всю страну «девочки-каннибала». Еще 4 мая в краевую прокуратуру от детского омбудсмена Кубани поступило письмо от Уполномоченного с просьбой проверить ряд электронных средств массовой информации на предмет того, что они могли разгласить сведения, которые прямо указывают на личность изрядно побитой жизнью и обществом девочки.
Так, в письменном обращении на имя заместителя прокурора Краснодарского края старшего советника юстиции Зулимы Бачемуковой, Татьяна Ковалёва указывает список попавших под её подозрение СМИ и публикаций, прибавляя к нему красноречивую фразу «и многие другие».
Уполномоченным по правам ребенка Кубани сообщается, что:
«… в источниках прямо указывается учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которое в настоящее время помещена девочка, образовательная организация в которой она обучается, размещены сведения о медицинском обследовании несовершеннолетней и другие персональные данные. Более того, в отдельных СМИ указаны имя и фамилия девочки и др.
[…] В связи с изложенным, в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав несовершеннолетней, прошу организовать проведение проверки и, при наличии основания, принять меры прокурорского реагирования».
Такая позиция детского омбудсмена, на взгляд «СочиСтрим», вполне оправдана и даже необходима. И, возможно, своевременна. Ведь девочку, минувшей осенью пропавшую без вести в Сочи, искали всем городом и всем краем. Тогда, для того, чтобы найти ребенка, на официальном уровне открыто называлось имя девочки, размещались фотографии, приметы. «Прилетело» постфактум и профильным сочинским чиновникам, которые проглядели то, что в городе длительное время жила и вела, по сути, асоциальный образ жизни 12-летняя девочка из, мягко сказать, не совсем благополучной семьи.
Насколько накануне тех событий уважаемая Татьяна Ковалёва была в курсе того, что происходит с судьбой девочки, какие взрослые ее окружают, что с ней делают, в каких условиях и обстоятельствах приходится жить и выживать несчастному ребенку – «СочиСтрим», увы, не известно. Налицо лишь одно – девочка не за минуту и не за час дошла до такой жизни, заставившей ее покинуть дом, связаться с преступником и пережить страшные события.
Но в итоге, пресловутая «девочка-людоед» прогремела на всю страну. Жуткие подробности убийства и последующего поедания трупа в Ленинградской области, к которым оказался в той или иной мере причастен несчастный ребенок, вылились на страницы региональных и федеральных СМИ, были опубликованы за границей, вызвали широчайший общественный резонанс.
«СочиСтрим» искренне уверен, что в большинстве схожих ситуаций Уполномоченный по правам ребенка Кубани и его аппарат работают на опережение, предпринимая профилактические меры, включая органы опеки, общественные силы.
Поэтому письмо Татьяны Ковалёвой в краевую прокуратуру, с просьбой разобраться со СМИ, нужно, видимо, приветствовать и встречать похвалой. Это реальная и деятельная забота о правах кубанских детей.
Пока же, как сообщили 13 мая наши уважаемые коллеги из газеты «Знамя труда» Тимашевского района, несчастную девочку (помещенную в детский дом и отправленную в школу), под давлением станичной общины вначале перевели на индивидуальное обучение, а после и совсем увезли из населенного пункта.
На момент публикации материала наших коллег из «Знамени труда», «девочка-каннибал» находилась в одном из профильных детских учреждений Краснодара. Светит ли ей в ближайшем будущем нормальнее вхождение в полноценное человеческое общество – покажет практика.
Сложившуюся ситуация специально для “СочиСтрим” прокомментировал юрист Михаил Зайцев (город Краснодар):
“Ситуация выглядит весьма двояко. Я солидарен с позицией Татьяны Фёдоровны Ковалёвой, которая попросила прокуратуру края дать оценку отдельным материалам в СМИ. Защита персональных данных детей, да и взрослых должна реализовываться. Но надо принимать во внимание, что еще осенью этого ребенка искали всем краем. Тогда массово публиковались и имя девочки, и ее фото. Многие помнят эти события. Поэтому, когда в сети стала публиковаться информация о том, что юная жительница Сочи попала в страшную передрягу, связанную с убийством и поеданием трупа, людям было достаточно просто сопоставить одно с другим.
Я бы обратил внимание Уполномоченного по правам ребёнка Кубани на отдельные телеграм-каналы. Там имя девочки, в отличие от подавляющего большинства СМИ, называется открыто. Публикуются ее фотографии. Откуда-то берутся личные подробности и данные ребенка, которые должны быть защищены. Если в этой сфере будет наведен порядок – это существенно повысит статус института Уполномоченного по правам ребенка и на Кубани, и в целом в стране”.