Дмитрий Мезенцев яркий пример того, что если у человека есть цель в жизни, то он в состоянии её добиться. Сегодня он – успешный ведущий, основатель Школы кино и телевидения «Media Arts» и публичная персона в городе Сочи. В интервью Дмитрий поделился с нами секретами и фишками, которые помогают ему в работе и в жизни.
Актёрская профессия – как ты к ней пришёл? Почему именно она? Когда ты решил, что хочешь выступать на сцене или сниматься в кино?
Это из детства. Мы жили на Севере, в небольшом городке Новоаганске, это рядом с Нижневартовском. И там с самых малых лет меня всегда выбирали ведущим праздников – в школе, на какие-то общегородские мероприятия. И знаете, что интересно? Я с детства очень улыбчивый человек. И однажды уже здесь, в Сочи, стою в очереди. И такой солнечный день, красивое небо. Настроение хорошее. И я стою – и улыбаюсь. Вдруг ко мне подходят мужчина с женщиной и спрашивают: «Вы Дмитрий? Из Новоаганска?» Я: «Да» – «А мы вас узнали!» Оказывается, они – мои земляки, я их совсем не помню. Но, спустя много лет, они меня узнали по моей улыбке. Вот такая я был знаменитость в своём городе. (смеется)
А вообще, свою профессию я не считаю работой. Это моя душа, моя сущность. Да, не всегда она даётся мне только лёгкими и приятными эмоциями, иногда приходится нервничать и переживать. Но к таким ситуациям я тоже готов, спасибо моим преподавателям из института. Они готовили нас не только к жизни в театре, но и вне его. И сейчас, благодаря этому, я полностью готов к общению с самыми разными людьми. Профессия у меня публичная, и общаться приходится с очень многими. Характеры у всех разные. Но я могу найти общий язык практически с любым человеком.
Сейчас ты больше преподаёшь, нежели выступаешь. В какой момент решил, что можешь делиться знаниями, чему-то учить?
А это как-то само собой получилось. В любом случае, приходилось кому-то что-то подсказывать, объяснять. И я подумал: а почему бы не сделать это частью своей работы? Так и появилась Школа кино и телевидения «Media Arts». Тем более, полученный багаж теоретических, и особенно практических знаний, вполне позволяет учить людей чему-то новому и полезному. Мы в нашей Школе учим не только выступать на сцене или работать в кадре. Наша программа гораздо шире.
А чему ещё учатся взрослые и дети, которые посещают вашу Школу?
Правильно общаться. Грамотно и чётко доносить свои мысли до аудитории – неважно, один это человек или несколько сотен слушателей. Уверенно держаться на публике. «Считывать» собеседника и делать общение с ним максимально комфортным для вас обоих. Много всего! Это те знания и навыки, которые нужны в современном мире как никогда остро. Сейчас ведь, к примеру, мало быть профессионалом – нужно уметь грамотно преподнести себя или, как модно говорить, «продать». Есть очень хорошая фраза: у вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление. А по своему опыту я знаю, что часто именно первое впечатление решает всё.
Ну а какие фирменные «фишки» есть лично у тебя? Чем ты пользуешься в жизни из актёрского арсенала?
В актёрском курсе есть такой «раздел» – он называется «пристройка». Когда режиссёр собирается что-то ставить, он даёт актёрам задание «пристроиться» к тому или иному персонажу, неважно, миллионер это или бомж. И он смотрит, кто и как с этим справляется. Твоя задача – «пристроиться» к персонажу психологически, играть «от него». С точки зрения постановки это часто даёт какие-то новые ходы, реплики, делает постановку более авторской и живой. Но и в жизни очень полезно использовать этот приём. Например, идя на какую-то встречу, ты можешь заранее узнать многое о человеке – спасибо интернету. И ты в голове формируешь этот образ, заранее продумываешь манеру общения, строишь диалоги. И впоследствии это очень помогает.
Но ведь не всегда предполагаемый образ может совпадать с тем, что есть в реальной жизни!
Совершенно верно. И тут помогают другие актёрские навыки – психо-физический процесс. Это один из моих любимых «разделов». Я по мимике, по жестикуляции могу «считывать» людей – благодаря знаниям и практическому опыту я точно вижу, когда человек ведёт себя естественно, а когда пытается сыграть что-либо. И тогда я начинаю вести себя совершенно адекватно. Хотите меня настоящего – вот, пожалуйста. Хотите сыграть – давайте сыграем. Кроме того, во время общения я всегда обращаю внимание на глаза собеседника. Для меня важно, что я там вижу: глубину, интерес, внимание. Это, в конечном счёте, и определяет качество общения, его результат.
У тебя очень интересный голос – он выразительный и узнаваемый. Сколько времени ты потратил на то, чтобы так научиться интонировать?
По первому образованию я актёр музыкального театра. И мне пришлось учиться владеть голосом. Но! Когда я пришёл в институт, то у меня был полный рот дефектов – это и неправильный прикус, и проблемы с произношением шипящих, и неубедительная артикуляция. Благодаря преподавателю, которая быстро озвучила мне весь набор проблем, я перестал «жевать» и начал чётко говорить. «Мезенцев, выплюнь кашу изо рта! Говори чётко!» – вот так постоянно она мне говорила на протяжении всего первого курса. К четвёртому курсу я практически полностью избавился от недостатков дикции. И самое главное – я перестал стесняться своего голоса.
Давай вернёмся к Школе. С кем тебе интереснее работать – со взрослыми или с детьми?
Начинал я с маленькими детьми, и поначалу мне это безумно нравилось. Дети – самый пластичный материал для обучения. Они открыты, искренни, эмоциональны. И, работая с ними, я скорее сам многому учился. Но в то же время старался вложить в них азы любви к актёрской профессии, научить их держаться уверенно, не стесняться.
А затем я постепенно стал работать со взрослыми. И понял, что это совсем иной процесс – научить сформировавшуюся личность чему-то новому, особенному. Вложить в него знания и навыки, которые смогут изменить его жизнь. Это гораздо более глубокая и вдумчивая работа, которая приносит свой, особенный кайф. И когда ко мне, спустя какое-то время, приходят мои ученики и рассказывают, как те или иные знания помогли им в жизни, я счастлив. И при этом я ставлю для себя пометки: вот тут я всё донёс правильно, а вот тут мог бы и получше. И в следующий раз я ещё более детально прорабатываю материал, который предстоит донести до слушателей.
Сейчас, кстати, работа со взрослыми учениками привела меня к тому, что я стал вести тренинги по теме «Психо-физический процесс и актёрское мастерство для жизни». Там я учу людей тому, как правильно коммуницировать.
Например?
С детства я любил наблюдать за людьми – в маршрутке, в магазине, в поликлинике. Кто как себя ведёт, кто как смотрит, жестикулирует. Это очень много говорит о людях. И когда я пришёл в вуз, то узнал, что есть целый курс – «Наблюдение». Там учат именно этому. Часто ведь приходится играть «от публики» – один зал воспринимает постановку по-своему, другой – совершенно иначе. И потому в театре вы никогда не попадёте на две совершенно идентичных постановки – они всегда будут особенными. В этом прелесть театра – в процессе участвуют и актёры, и зрители. В жизни это помогает моментально установить прочный контакт с собеседником, заинтересовать его, стать объектом его внимания. Согласитесь, очень полезный навык.
Ты – амбициозный человек?
Я добиваюсь всего за счёт своего характера. Если что-то задумал – буду делать всё, пока не выполню. Но я не считаю это амбициями. Скорее, я умею достигать поставленных перед собой целей и задач.
А есть у тебя какой-то жизненный девиз?
Если не сделаешь сам – никто не сделает. Чем больше я живу, тем сильнее в этом убеждаюсь. Наверное, поэтому я очень самостоятельный человек, который привык полагаться только на свои силы.
Были какие-то задумки, которые не получилось реализовать?
(задумывается) Не помню. Честно, не помню. Если я ставлю перед собой задачу – сразу придумываю пути её реализации. Не подумайте, что я какой-то выскочка. Просто я очень земной человек, и ставлю перед собой реальные цели, не витаю в облаках. А если цель достижима – надо обязательно осуществить задуманное, иначе прожектёрство станет плохой привычкой. Не сделал раз, два. И превратился в Манилова. Это ужасно.
Чем бы ты занимался в жизни, если не эта стезя?
Только этот пусть! Никаких других жизненных планов у меня и не было, с самого детства. Я счастлив, что Вселенная помогла мне быстро определиться со своим призванием. Люблю свою работу и живу ею.