Недавно в Сочи появился первый муниципальный театр. Это знаменательное событие, так как своей профессиональной труппы в Сочи до этого не было. Мы взяли интервью у художественного руководителя театра Александра Владимировича Лухина.
Театр образовался не на пустом месте. Была театральная студия «Каскад», расскажите немного о ней.
Тут неоднозначная история. Часть труппы действительно составляет костяк театральной студии «Каскад», другая часть труппы приехала за мной из Туапсе, где я возглавлял театр юного зрителя. Два года назад мы поставили перед администрацией города вопрос о создании профессионального театра, о выделении помещения. Нам его выделили в концертном зале «Фестивальный». При этом помещение выделили, а средства на его реконструкцию и поддержание театра – нет, там до этого был клуб, законсервированный. Вы представляете, в каком он был состоянии? Но постепенно проблемы мы решили. Теперь у нас есть собственное помещение.
Что театру даёт новый статус?
Статуса ещё нет. Есть только документы. Сейчас идёт процедура оформления, где точно документы, я и сам не знаю. Обещают, что статус будет с 2019 года, но возможно и раньше. Сейчас всё в финансовом управлении, там проверяют не завышены ли расходы, штат и прочие вопросы не имеющие отношения к искусству. Но это не мешает нам фактически действовать, давать спектакли, собирать полные залы. Что даёт статус? А что даёт человеку паспорт? Можно получать муниципальный заказ, финансирование под него, принимать участия в грантах. У нас собралась команда профессиональных актёров. Профессионалы они должны быть оформлены, зарплаты, соц.обеспечение. Художник должен быть голодным, но только духовно. Народный театр он без обязательств. Профессиональный – это уже другой уровень ответственности, дисциплины, мастерства. Актёры и зритель от этого только выигрывают.
Раньше вы возглавляли театр юного зрителя в Туапсе. Что заставило сменить один курортный город на другой?
Там не очень хорошая история связанная с бывшим министром культуры Краснодарского края Галиной Соляниной. Чиновники стали искать коррупцию, там где её не было. А мне по-человечески жалко. Когда я туда пришёл театр был развален. Удалось возродить помещение, ставить спектакли. Был разработан проект нового фойе, которое могло стать лучшим на черноморском побережье. База там осталась, возможно, всё и возродится, если до ума доведут. А что до чиновников, так Солянина успела развалить культуру в Севастополе, а тогдашний мэр Туапсе сейчас под следствием. Плохо когда чиновники лезут в культуру.
В Сочи переезжает много людей со всей России, в том числе и актёры, да и местные жители могут почувствовать тягу к искусству. Есть ли шанс попасть к вам в труппу?
Знаете, каждый месяц кто-то приходит. Очень много талантливых. Приезжают молодые, интересные. Первое, о чём я спрашиваю на прослушивании, есть ли где жить. Театр пока не обладает теми ресурсами, чтобы обеспечить жильём или высокой зарплатой. Надо решить свои жизненные нюансы, а потом посвящать себя музам. В перспективных планах у нас открытие студии, где люди смогут проявить талант и отточить мастерство. Одна студия будет для подростков с 10 до 14 лет, вторая от 14 и до бесконечности. Но это всё пока мечты. В ближайшее время есть договоренности с ГИТИСом о проведении на базе театра «Летнего театрального лагеря ГИТИСа» бесплатного для всех желающих, благодаря грантовой программе. Приедут студенты, педагоги знаменитого института среди которых Сергей Шакуров. Это такая эксклюзивная информация.
Сочи необычный город, а какие особенности есть у сочинского зрителя?
Зритель и в Африке – зритель. Другое дело, что если брать лето, то люди приезжают отдыхать, купаться на море, зачем им театр? Сложно продвигать драматическое искусство, тем более мы тут в «Фестивальном» в окружении попсы и развлечений. Но у нас небольшой зал, 110-120 человек всегда набрать можно. Будет функционировать театр, будет формироваться круг людей, которым он интересен. Есть гастрольные площадки, куда приезжают звёзды, но выездной спектакль, всегда выездной спектакль, бывает такое, что зритель в первый раз туда придёт, и всё его больше в театр не затащишь. Да и лето кончается везде, даже в Сочи. Зимой есть недостаток спектаклей, особенно детских. Хороших, а не какой-нибудь анимации «Маша и три медведя». Дети остаются без искусства, не каждый повезет ребенка на спектакль в Краснодар.
Есть конкурсы драматургии «Ремарка» и другие. Театр планирует ставить современную драматургию или репертуар будет классическим?
Само помещение театра оформлено в авангардном стиле, это обязывает нас к экспериментам. К новым формам. Современная драматургия, как без неё? У меня был опыт постановки пьесы Владимира Жеребцова «Солдатики», она была хорошо принята зрителем. Сейчас есть идея совместного проекта с ГИТИСом, подаём заявку на грант. Молодой режиссёр будет ставить дипломную работу в нашем театре. Это будет что-то из современной драматургии.
Один из ваших воспитанников Александр Метёлкин из Туапсе играет в театре на Таганке. А в новой труппе есть будущие звёзды, которых можно будет увидеть в столичных театрах, кино?
Очень много талантливых ребят. Того же Сашку я не стал держать и использовать в своих интересах, сам вытолкал, подготовил подсказал. Он поступил во МХАТ, там его заметили, Ирина Апексимова взяла к себе, мы с ней знакомы, она мне звонила про Александра. А он талант, я думаю уровень будущего Безрукова.
Талантов много, нужна только огранка. Как и везде. Дети не играют во дворе, какой в стране футбол. Поэтому, в том числе, театр и нужен, как место где раскроются будущие звёзды. Да и это нонсенс, что в таком большом городе как Сочи нет профессионального театра, точнее не было до недавнего времени.