На днях «СочиСтрим» завершил очередной этап журналистского расследования, посвященного детальному разбору резонансного заявления о сочинских “бомжах-ветеранах”. С посылом о том, что «ветераны в Сочи живут как бомжи натуральные» к Президенту Путину обратился редактор газеты «Президент» Сергей Комков. Новыми результатами своей расследовательской работы редактор “СочиСтрим” Андрей Ратьков рассказал своим коллегам из кубанских СМИ, а заодно и всем читателям портала “СочиСтрим”.
– Андрей, чем тебя так зацепил «феномен Комкова»?
– Сам Сергей Константинович Комков меня не очень зацепил. А вот социокультурный феномен, связанный с ним, действительно, достаточно занимателен. Человек идет по жизни, предъявляя дипломы и научные степени странных, на мой взгляд, академий, представляется Президенту Путину руководителем давно закрытого как юрлицо «Фонда образования», размещает удивительные по стилистике статьи на сайте, который не является электронным СМИ, да еще любит показывать интернет-сообществу давно просроченное удостоверение с выборов, и при этом долгое время остается на плаву. Вижу в нем этакого «последнего могиканина» из «лихих девяностых». И эта социологическая составляющая образа Комкова, естественно, вызывает у меня неподдельный исследовательский интерес.
– Что нового нового тебе удалось узнать в деле изучения этого «социокультурного феномена»?
– На этот раз мне удалось получить, скажем так, некоторые религиоведческие сведения из биографии объекта исследования. Лично для меня отчетливо обозначились его близкие связи с организацией саентологов, а если быть точнее, то с «Саентологической церковью Москвы» (организация ликвидирована по решению суда – «СочиСтрим»).
– Но ведь сам Комков на своей страничке в «Фэйсбуке» размещает фотографии дарения православных икон политическим деятелям, позирует с монахами. Одевает казачью форму. Разве кому-то встречался казак-саентолог?
– На мой взгляд, в случае с нашим Сергеем Константиновичем, одно другому не мешает. В этом, на мой взгляд, и заключается противоречивый социокультурный феномен Комкова: общественная, научная и, как я вижу, некоторая конфессиональная многовекторность его личности.
– Так что там с саентологами?
– В 2015-ом году Мосгорсуд по иску Минюста принял решение о ликвидации «Саентологической церкви Москвы». Суд тогда постановил, что деятельность этой организации не соответствует федеральному закону о свободе вероисповедания. В эти грустные для российских саентологов дни на защиту адептов Рона Хаббарда и подтянулся всевозможный академик и директор «Русского дома» в Марианских Лазнях Сергей Константинович Комков. Он, как я вижу, решил оказать содействие саентологам, подсобить им в их борьбе, выступить, как я это понял, пособником и ходатаем этой организации и исповедуемого ей культа перед российской властью.
– И что он такого заявил в защиту саентологов?
– 16 марта 2014 года, когда Минюст проводил проверки деятельности «Саентологической церкви Москвы», он пишет письмо депутату Госдумы Олегу Смолину, где сообщает о неправомерности деятельности сотрудников Министерства Юстиции Российской Федерации в отношении саентологов и говорит, что усматривает в этом грубейшее нарушение конституционных прав верующих.
Свое письмо депутату Смолину Комков сопровождает «аналитической запиской», где демонстрирует неплохие знания внутреннего устройства организации саентологов:
«У саентологов существуют отработанные церковные службы и особые молитвы. Священником может стать каждый. Но посвящение в духовный сан может осуществляться лишь в отношении тех лиц, которые прошли специальный курс обучения в Саентологической церкви, продемонстрировав высокий уровень личной ответственности…»
В своем «аналитическом труде» в защиту саентологов, за которых тогда крепко взялась российская Фемида, Комков не может обойтись без использования темы ветеранов Великой Отечественной войны. Я вижу, что это его давняя «фишка»:
«Данная организация… активно помогает ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий в «горячих точках».
В завершении своей “записки” Сергей Комков категорично заявляет о том, что:
«Официальные органы власти не имеют права выступать на стороне одной или нескольких «традиционных» религиозных конфессиональных групп».
На чьей стороне в 2014-ом году, в случае с саентологами, выступал Минюст однозначно сказал Мосгорсуд, а затем и Верховный Суд. На стороне Закона. А вот то, что Комков в своей «записке» ставит в кавычки, я это увидел при прочтении документа, слово “традиционные”, о многом, как мне кажется, говорит. Так может сложится, наверное, ошибочная позиция, что для Сергея Константиновича они являются условно-традиционными.
– Академик Комков, судя по его активности в интернете, любит пророчить невзгоды всем, кто встает на его пути. Защищая саентологов он что-то такое говорил?
– В то же день,16 марта 2014 года, аналогичное письмо за своей подписью Сергей Комков направил в Минюст. Я получил доступ к этому документу. Там он, видимо по устоявшейся для себя практике, угрожает (я так на это посмотрел) возбуждением уголовного дела против сотрудника Минюста Клопцова, а также заявляет о своем намерении защитить саентологов в Европейском Суде по правам человека. Так, на мой взгляд специфично, выглядит позиция человека, дарящего иконы чешским политикам и делающего снимки с православными монахами.
– Быть может Комков является честным прихожанином, свечки в храме ставит? А вся кампания в защиту саентологов является его сугубо правозащитной позицией и в реальности он далек от собраний и культов, которые практикуют саентологи?
– Здесь у меня лично нет однозначного ответа, но есть некоторые сомнения. И мои личные сомнения в определенной степени подкрепляются фотодокументами. В 2014-ом году закрытая впоследствии решением суда «Саентологическая церковь Москвы» праздновала свое 20-летие. Мне удалось получить интересные фотографии, где наш Сергей Константинович участвует в этом мероприятии и даже позирует на фоне эмблемы саентологической организации.
Кстати, в СМИ имеются сообщения об участии Комкова в собраниях саентологов в 2015-ом и 2016-ом годах. На одном из них он, если верить нашим коллегам из СМИ, даже выступил, как я это увидел, с неким подобием проповеди, рассказав саентологам и гостям собрания о пользе саентологического культа:
«Саентология – это религия, направленная в будущее. Но, она дает возможность людям поправить своё положение дел в настоящем. Дай вам бог счастья и успеха на вашем пути!»
– Ты сам как относишься к причастности Комкова к “Саентологической церкви Москвы”? (организация закрыта по решению суда).
– Я признаю решения российских судов в отношении «Саентологической церкви Москвы», принявших решение закрыть эту организацию. Кроме того, хочу отметить, что отдельные книги, относящиеся к саентологам, в настоящее время, опять же по решениям российских судов, входят в список экстремистских материалов, запрещенных в России.
В отношении многоконфессионального российского общества к организациям саентологов я прислушиваюсь к позиции митрополита Владимирского и Суздальского Тихона. Он в свое время высказался вполне однозначно:
«Дианетика, например, сайентология — если человек был в этой секте, реабилитация идет 11 лет. Они занимаются контролированием сознания. Все эти секты тоталитарные».
Не берусь судить, адептом какого уровня в организации саентологов является Сергей Константинович Комков и является ли он вообще участником этого культа. Мне хочется верить, что это был лишь загадочный вираж в его противоречивой, по моему мнению, общественной карьере.
Беседовал Андрей Нежданов.