Курорты Сочи и Северного Кавказа активно готовятся не только к предстоящему зимнему сезону, но и к большому будущему: строятся новые трассы, на них появятся современные российские канатные дороги, удивляющие туристов. А уже сейчас практически решен вопрос о переходе нынешних канаток на отечественное ПО. Запчасти и сервис тоже обеспечивают российские компании. Тем самым, в варианте «все включено» курорты России уже не зависят от зарубежных партнеров.
Сочинские трассы обновляются
Уже через три месяца сочинский регион наполнится сотнями любителей горнолыжного отдыха. В сезоне 2023-2024 катание здесь началось уже в первых числах декабря, тогда на верхних отметках высота снежного покрова достигала уже более метра. За этот период курорты завершают подготовку к сезону: нужно проверить все оборудование, а также продумать все возможные риски, чтобы не столкнуться с авариями или простоями из-за поломок в пик катания.
Еще одна забота горнолыжных курортов сегодня – активное развитие. На рынке складывается серьезная конкуренция: популярность горнолыжного отдыха в России буквально взлетела, курортные зоны расширяются, оборудуют новые склоны, насыщают территории инфраструктурой. У кого будет больше трасс и качественных возможностей для катания – тот будет успешен. Сейчас в сочинском регионе работает более 50 подъемников общей протяженностью свыше 45 км. Но скоро их будет существенно больше. Например, за счет строительства нового курорта «Турьев Хутор». Ожидается, что уже лет через 5-7 здесь смогут принимать столько же туристов, сколько и в «Розе Хутор». В «Турьеве Хуторе» будет 80 км горнолыжных трасс и 13 км канатных дорог, 600 тысяч гостей за год примут 1900 номеров в гостиницах различной звездности.
При этом идет работа и над объединением трасс, которые относятся к разным сочинским курортам, между собой. Такая грандиозная сеть канатных дорог и единый ски-пасс – удобство для туристов.
Такую огромную систему нужно поддерживать в идеальном работоспособном состоянии. Руководства курортов сочинского и кавказского региона за последние два года, с учетом резких изменений в экономике страны, серьезно углубились в решение этого вопроса. Ведь с уходом зарубежных брендов канатных подъемников, ратраков и другого профессионального высокосложного оборудования нужно было быстро найти достойную альтернативу. А еще – решение технических вопросов, которые неминуемо стали острыми в такой ситуации. Например: кто и как будет обслуживать существующие подъемники? Кто поставит новые? Как будет решаться вопрос с деталями?
Отрасли повезло, что на скачок ее роста отреагировали власти, в итоге проблема решается общими усилиями. Партнерство государства и бизнеса помогло оперативно найти решение. Уже принят новый федеральный нацпроект о развитии отечественной горнолыжной инфраструктуры, а существующие российские предприятия при господдержке сделали большой рывок вперед, чтобы помочь курортам.
Сочинские трассы уже могут похвастаться обновленным ПО на своих канатках. Это успех российского производителя «РУСЛЕТ» – компания производит канатные дороги и запчасти к ним, а теперь, услышав запрос сектора на необходимость IT-поддержки, сумела в кратчайшие сроки разработать и установить российское программное обеспечение на австрийскую дорогу Доппельмайер, которая эксплуатируется курортом «Роза Хутор». Так что дорога «Тироль» уже защищена от возможного выхода из строя: сбой блока управления ей не грозит. Работы продолжаются на других подъемниках курорта. И здесь высоко оценили профессионализм специалистов «РУСЛЕТ». «Что касается функционирования АСУ и ПО, разработанного для курорта компанией «РУСЛЕТ», то оно полностью соответствует требованиям законодательства, позволяет осуществлять полноценную и безопасную эксплуатацию канатных дорог», – рассказал журналу «Компания» заместитель генерального директора горного курорта «Роза Хутор» по эксплуатации ГЛК Сергей Чернов.
«Сегодня искусственный интеллект везде, и управление такой огромной сложной конструкцией, как канатная дорога, не обходится без «цифры». И хоть и важен здесь человеческий фактор, но само оборудование и его «мозги» должны работать беспрекословно. Иначе быть беде. Страшно ли довериться компьютерному управлению? Нет, если оно надежно и под контролем. То, что на сочинских подъемниках уже появилось российское ПО, вызывает доверие. Можно быть уверенным, что европейская канатка не встанет и люди не застрянут где-то наверху в мороз», – замечает опытный горнолыжник Михаил Сычев.
Вариант «все включено»
«Роза Хутор» очень вовремя подошла к решению вопроса о замене «импортных мозгов» на действующих канатных подъемниках. Курорт «Архыз», например, не успел отреагировать на изменения рынка так быстро, в итоге там в минувшем сезоне в самые горячие предновогодние дни встал один из подъемников: выбило блок управления. Ситуация тут же выявила две беды: достать необходимые запчасти и оборудование теперь очень сложно, это параллельный импорт и большие затраты времени и денег, а во-вторых, обслуживать оставленные европейцами в России канатные дороги некому – нужен оперативный сервис здесь, «на земле», рядом. Обратив внимание на эффективный опыт «Розы Хутор», на «Архызе» тоже намерены перевести свои подъемники на отечественное ПО, разрабатываемое компанией «РУСЛЕТ».
«РУСЛЕТ» также решает вопросы с запчастями и сервисом. Поставки комплектующих компания уже ведет по запросам курортов. Это большая помощь, ведь зарубежные запчасти подскочили в цене до 800 процентов! Это слишком больно бьет по карману курортов, но не должно отразиться на стоимости катания – поэтому предложения отечественного поставщика запчастей оказались как никогда кстати.
А обслуживание подъемников берет на себя Центр управления проектами компании «РУСЛЕТ». Центр работает с курортами круглосуточно и круглогодично: удобно, что есть филиалы рядом с крупными курортными зонами (в Кировске, Краснодарском крае, Самаре, Москве), так что такая «неотложка» для решения технических проблем подъемника прибудет оперативно. Кроме того, удаленный мониторинг поможет вовремя выявлять поломки или необходимость освежить расходники.
И еще: собственное ПО и запчасти – это уход от зависимости от импорта. А в целом, получается, курорты получают комплексное обслуживание под ключ.
Наконец, главное: отечественный производитель обеспечит российские курорты локальными канатными дорогами. Это подъемники, в которых нет ни одной импортной детали. С 2025 года такие канатные дороги начнут выпускать на новой производственной площадке «РУСЛЕТ» – «ТверьКанатДор» в Тверской области. И уже сейчас многие курорты заключили соглашение с компанией, спеша обеспечить свои новые трассы современными качественными дорогами. Практически все курорты северокавказского и сочинского регионов будут оснащены подъемниками «РУСЛЕТ»: «Турьев Хутор», «Архыз», «Ведучи», «Мамисон». Другие регионы не менее активны: буквально на днях отечественная канатная дорога «РУСЛЕТ» запустилась на мурманском курорте «Большой Вудьявр».
Северный Кавказ обещает «выстрелить» новыми трассами
«Архыз» тоже, как и сочинские курорты, готовит для любителей горнолыжного отдыха что-то новенькое! Сейчас на этом курорте в Карачаево-Черкессии работает 8 канатных подъемников, все европейские, – а скоро появятся еще 5, уже российские. Они будут смонтированы здесь к 2027 году. К этому времени здесь будет оборудовано до 30 км горнолыжных трасс (сейчас здесь 27 км трасс), они объединят в одну зону катания четыре туристических деревни – Романтик, Лунная Поляна, Фестивальная и Дукка. В общей сложности на курорте сейчас могут остановиться 2,1 тыс туристов. А уже к концу нынешнего года, как планируется, количество мест размещения вырастет до 4,3 тыс. За минувший сезон «Архыз» посетило 720 тысяч туристов, а в этом сезоне тут хотят принять более 1 млн туристов. Это не предел – к 2030 году цифра возрастет до 2 млн человек в год.
И это станет реальностью не только благодаря строительству аэропорта рядом с курортом, но и качественному оснащению. Ведь на плохие трассы горнолыжник не поедет – это турист с высокими запросами, такой отдых всегда дорогой. Значит, будет выбирать высокий уровень сервиса и безопасности. Будет он таким – значит, и отдыхающих на горнолыжных склонах России будет много.
Не отстает и североосетинский курорт «Мамисон»! Его обещают открыть к концу 2024 года. «Это место в Северной Осетии начали оснащать еще лет 15 назад, но оно превратилось в долгострой. Однако сейчас идут очень быстрые изменения. Будет интересно покататься на местных склонах, Осетия очень красива. Да и место уникальное. От курорта всего около 100 км до Владикавказа. Здесь обещают оборудовать до 65 км трасс», – делится мнением москвичка Ирина Порошина, которая почти каждый год ездит кататься в Сочи, но с интересом изучает и возможности соседних курортов. А игроки рынка считают, что «Мамисон» станет такой же точкой притяжения, как «Красная Поляна». Заметим, что и власти, и инвесторы уже много вложили в инфраструктуру курорта. Уже заработал автодорожный тоннель к комплексу, запущены водозаборные сооружения и другие коммуникации. А строительство опор для первой очереди канатных дорог здесь контролируется на уровне Правительства РФ. Курорт сможет принимать до 700 тыс туристов в год.
Общая стоимость проекта «Мамисон» составляет 19 млрд рублей – столько же должно быть инвестировано и в чеченский курорт «Ведучи». На обоих этих курортах появятся российские канатные подъемники компании «РУСЛЕТ».
«Ведучи» готовит для туристов настоящий сюрприз. Здесь будет построена одна из самых крупнейших по протяженности канатных дорог в стране. Длина ее составит 4,4 км, по ней будет двигаться 18 гондол, каждая вмещает до 32 человек. К 2025 году здесь планируется ввести в эксплуатацию 13 новых трасс и четыре канатные дороги. Между прочим, и еще один рекорд – на «Ведучи» создана самая длинная в мире всесезонная трасса с искусственным покрытием – 967 метров.
Своей будущей супер-дорогой в «Ведучи» гордятся. На Кавказском инвестиционном форуме (КИФ), который проходил в июле в Грозном, показывали гигантскую кабину этого подъемника – ее в шутку уже окрестили «ведучилет». ««Ведучи» — интересный, новый и сложный объект с точки зрения строительства. Приходится постоянно держать руку на пульсе. С нашими подрядчиками не отпускаем эту ситуацию, потому что очень многие задачи приходится решать впервые в России», – рассказал в рамках КИФ Рустам Тапаев, заместитель гендиректора корпорации Кавказ.РФ, которая и ведет строительство курорта. Как отметил Тапаев, «если звезды сойдутся», то уже в 2025 году туристы смогут кататься на склонах «Ведучи», отправляясь ввысь на новой огромной канатке, и лицезреть красоты окружающих пейзажей.
Доверие нужно завоевать
На сочинских склонах взрыв строительства горнолыжных трасс пришелся на годы подготовки к зимней Олимпиаде-2014. В то время в эту работу еще вкладывались европейцы. Доппельмайер построила тогда на курортах Сочи 35 канатных дорог, и это были современные дороги, в том числе подъемник принципиально нового поколения D-Line.
А вот, к примеру, в Пхенчане (Южная Корея), который принял в 2018 году зимнюю Олимпиаду, было построено всего лишь 22 канатные дороги. Не тот масштаб и не тот уровень погружения в горнолыжный спорт. Что же говорить о Китае, который фактически и начал знакомиться с горнолыжной отраслью только при подготовке к своей зимней Олимпиаде-2022.
До этого КНР никогда особо не вкладывалась в развитие такого спорта и отдыха. Да, здесь Доппельмайр тоже ставил свои дороги, да и сам Китай тоже, подглядывая за технологиями Европы, создавал и создает свои подъемники. Скажем, есть здесь основная компания-производитель канатных дорог BMHRI, есть и более мелкие производители. Но это не тот сектор экономики и инноваций, в котором Китай был бы на коне. Скажем, в автопром КНР вкладывает мощные усилия, пытаясь чуть ли не завоевать весь мир своими автомобилями. Про канатные дороги Китая так не скажешь: это, скорее, просто еще одно направление машиностроения и высоких технологий, в котором КНР тоже хочет иметь свое место на рынке.
Собственно, со своими предложениями Китай заходил и в Россию после 2022 года. Курорты Северного Кавказа, например, «Архыз», в эти годы, выбирая новых партнеров и поставщиков, присматривались в том числе и к Китаю. Но анализ показал, что взаимодействовать с российскими производителями будет выгоднее. Есть причины настороженного отношения курортов к китайским вариантам канатных подъемников. Это и неуверенность в качестве китайских канатных дорог, о чем ранее в СМИ говорили представители курортов, и сомнения в том, что после установки такого оборудования курорт будет обеспечен постоянным и своевременным сервисным обслуживанием. Китай далеко, и на китайских инструкциях далеко не уедешь. А российские производители рядом, при этом работают качественно и делают надежное оборудование.
В свое время Доппельмайр построила к Олимпиаде в «Красной Поляне» канатную дорогу современного поколения D-Line, и о ней отзывались как подъемнике высшего класса. Теперь фраза «Добро пожаловать в первый класс!» вполне может относиться и к подъемникам «РУСЛЕТ». Компания задействует сильные инженерные кадры страны, а в работе над таким сложным механизмом задействованы не только сотрудники производств «РУСЛЕТ», но и еще десятков смежных компаний. Это, действительно, воодушевляет: если последнее время страна увлекалась импортными материалами, то сегодня в чести – отечественное. При этом высокого качества: канатные дороги «РУСЛЕТ» конкурентоспособны и по своим характеристикам не уступают западным аналогам. А с учетом растущего запроса рынка производство такого оборудования будет только расти и развиваться.