Стратегия развития города Сочи и пути решения острых городских проблем – именно этой теме было посвящено последнее заседание сочинского Делового клуба с участием депутата Государственной Думы от Сочинского округа Константина Затулина. По итогам дискуссии в интервью корреспонденту “СочиСтрим” Константин Затулин рассказал о своем видении ситуации, сложившейся в городе-курорте, и обрисовал круг задач, над решением которых, по его мнению, должны сосредоточить усилия власти Сочи и городская общественность.
– Константин Федорович, сейчас, когда в городе осваивается новое руководство, непременно станет основной важный для Сочи вопрос – как развиваться будем? Вновь необходимо вернуться к Генеральному плану, который изрядно попортило современная застройка. Что Вы думаете по этому поводу?
– Действительно, сейчас много говорят об едином архитектурном облике градостроительства, комфортной среде. Безусловно, для этого необходима «стратегия развития». На днях Алексей Сергеевич Копайгородский пригласил меня встретиться. Такое знакомство уже в новом его статусе состоялось. Мы обсудили достаточно широкий круг вопросов, в том числе и Стратегию социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года, которая, как мы помним, в свое время была по заказу края подготовлена экспертами Леонтьевского центра из Санкт-Петербурга.
Пару лет назад мы встречались в Сочи с некоторыми из тех, кто был привлечен к созданию этой Стратегии. Между нами состоялся содержательный разговор о том, как видят сочинцы будущее города, какие проблемы они считают первоочередными. Но теперь, на выходе, мы получили документ, в котором городу Сочи отдельно посвящена одна страничка с небольшим. Из благих пожеланий, которые прописаны – надо «развивать сочинскую агломерацию как всероссийскую здравницу мирового уровня». Из конкретных предложений – создание в Сочи «всероссийского научно-исследовательского центра в сфере природоохранной деятельности, устойчивости и экосистем», перенос железной дороги с побережья в горы. И все на этом. Мне кажется, на полноценную стратегию развития это никак не тянет…
– Но ведь город только что пережил такие глобальные преобразования при строительстве и подготовке Олимпиады. Возможно, эти усилия сочтены достаточными?
– Прежде всего хочу сказать, что, конечно, годы бурного предолимпийского развития Сочи – это не только большой плюс, но и, к сожалению, определенный минус в его новой истории. Если говорить о Сочи как олимпийской столице, то проведение Олимпиады в Сочи, и вся эпопея с новым инфраструктурным строительством, конечно, принесла городу новое качество. И мы очень заинтересованы в том, чтобы это качество сохранялось и развивалось. Тут нет никаких сомнений. Но одновременно с этим, взрыв интереса к городу привелк к массовой бесплановой застройке, к многочисленным самостроям и новостроям, которые повлияли на облик города далеко не всегда в лучшую сторону.
– Сочинцы склонны сегодня оценивать этот бум, как отрицательный. Такое чувство, что “Боливар всех не вынесет”.
– Да, действительно, город Сочи на сегодняшний день продолжает впитывать в себя как губка, новых поселенцев. На сегодняшний день у нас наибольшее количество машин в Российской Федерации – 400 на тысячу человек населения. Больше чем в Москве.
Мы получили в результате олимпийского строительства новую объездную дорогу, но она, заканчиваясь, упирается в Дагомысский перевал, превращаясь в хроническую пробку. Мы получили новые возможности в Имеретинской долине, но, как вы знаете, сейчас обсуждается идея выделения этого кластера и создания нового поселка городского типа. Пока не до конца ясно, будет этот поселок городского типа частью города Сочи, или же дело пойдет дальше, и эту территорию выделят в совершенно отдельный от Сочи городской округ, с чем я совершенно не согласен. Если проводить ревизию сложившегося внутреннего административно-территориального деления Большого Сочи, то гораздо актуальнее было бы разукрупнить наш самый протяженный Лазаревский район, образовав новый из Дагомыса и Лоо. Быстро растущее население Дагомыса уже давно не может обходиться без полноценной администрации и вынуждено по всякому поводу, за каждой справкой тащиться за тридевять земель в Лазаревку.
Мы видим, что в городе многое сделано, но многое и добавилось к имевшимся проблемам. Я не буду сейчас говорить о вещах, которые всем хорошо известны: о третьей смене в школах, о недостатке детских садов. На встрече Копайгородский подчеркнул, что намерен добиваться скорейшего разрешения этих проблем.
– Каковы, на ваш взгляд, главные болевые точки, требующие первоочередного внимания и быстрых действий?
– В первую очередь, это так называемая мусорная проблема. На территории Сочи легальных мусорных свалок давно нет (да и не должно быть). Схема вывоза всех сочинских отходов на Белореченский полигон не выдерживает критики: транспортное плечо в 8 с половиной часов езды в одну сторону; необходимость «временных» перевалок мусора, превращающихся в постоянные; дополнительные финансовые затраты, которые в свою очередь влияют на стоимость коммунальных тарифов. Если мусорная проблема в ближайшее время не будет решена, то я, честно говоря, не вижу перспективы развития, как сказано в Стратегии, «сочинской агломерации как мирового центра, всероссийской здравницы» и т.д. Мы просто задохнемся в мусоре – кто не верит, посмотрите, пожалуйста, интервью нашего выдающегося химика, академика Петросяна Владимиру Познеру, которое вышло в октябре на Первом канале.
Отсюда и вытекало практическое предложение, с которого я начал, избравшись депутатом от Сочи в 2016 году, – впрыгнуть на площадку набирающего ход государственного проекта «Чистая страна» по строительству современных мусороперерабатывающих заводов по технологии «Хитачи». В Подмосковье и Татарстане уже строятся 5 таких заводов, ради функционирования которых государство согласилось ввести льготный «зеленый тариф» на вырабатываемую ими электроэнергию, чтобы она была конкурентоспособной. При поддержке главы «Ростеха» Сергея Чемезова, – руководителя нашего ВПК, который и осуществляет этот проект, – мы добились принципиального согласия Правительства на строительство дополнительно к плановому проекту завода в Сочи, который удовлетворит наши растущие потребности на перспективу.
– Но ведь на это понадобятся серьезные финансовые ресурсы?
– Стоимость этого завода 25 миллиардов рублей, причем эти деньги не из кармана края или города. Деньги дают инвесторы, «Ростех-Инвест», которому и будет принадлежать построенный завод. Условия проекта при этом – отказ от какого-либо повышения мусорного тарифа с населения.
Хочу подчеркнуть, что строительство завода не является какой-то альтернативой развернувшейся в стране борьбе за раздельный сбор мусора. Напротив, если мы сможем внедрить его и другие экологические инициативы – это только на пользу и всем нам, и будущему мусороперерабатывающему производству. Почему бы, например, нашему Городскому Собранию не запретить использование в зоне курорта Сочи пластиковых пакетов, перейдя полностью на бумажные? Муниципалитеты в Европе и США давно уже принимают такие решения.
Но вот кому современный завод в Сочи помешает – так это владельцам нелегальных свалок и «левых» мусорных фирм, которые продолжают загаживать наши предгорье, реки и море. Не скрою, есть и другие проблемы: в Правительстве пока топчутся на месте, так как нет окончательного согласования по «зеленому тарифу» для будущих заводов в Сочи и Минводах. Я очень рассчитываю на то, что этот затык будет скоро преодолен и строительство войдет в практическую плоскость. Почему я так уверен? Потому, что на нашей стороне в этом вопросе Президент Российской Федерации Владимир Путин, лично одобривший идею.
Еще одна важная проблема из сферы экологии. Сочи рискует перестать быть городом-садом.
– Что здесь нужно наладить и привести в порядок?
– У нас давно уничтожена, раздроблена и отсутствует единая система управления озеленения города. В прежние времена (я их хорошо помню) существовал трест «Зеленстрой», который занимался от начала и до конца всем, что касалось зеленого облика города. Сейчас «Зеленстроя» нет, но проводят тендеры на озеленение. В результате, одни – закупают, вторые – сажают, третьим – поручают ухаживать, если вообще поручают… А на выходе мы получаем постоянное и неуклонное уменьшение зеленых зон.
Понятно, что при такой ситуации говорить о научном либо просто системном подходе к этому делу и вовсе не приходится… В итоге, мы и сталкиваемся с уничтожением самшитовых рощ в Адлере, Гуамском ущелье и Абхазии в результате завоза не тех деревьев и вредителей, которые приехали вместе с чужеземными саженцами. Поэтому восстановление «Зеленстроя» – это важнейшая задача.
Аналогично складывается ситуация и во всем, что касается берегоукрепления и борьбы с оползнями. Мы знаем, как остро в Сочи строит проблема с оползнями. Мы знаем, что наши пляжи сегодня вымываются в результате нового строительства и нового “планирования”. В районе Имеретинской бухты – кричащая ситуация с пляжами. В результате перекрытия выноса гальки из реки Мзымта мы, соответственно, теряем эти пляжи – их съедает море. Каждый год в Сочи случаются чрезвычайные происшествия, связанные с подтоплениями, поскольку город плотно застроен, ливневая канализация не справляется, а русла рек не чистятся от наносов.
Реки у нас – федеральные и, по действующему законодательству, расчищать русла рек муниципалитет имеет право только когда уже возникла чрезвычайная ситуация. Еще одно обстоятельство – все прежние гидротехнические сооружения – буны, подпорные стены, которые строились здесь, потеряли единого проектировщика. Институт «Южгипрокоммунстрой», в котором мне вручили первую трудовую книжку, на родной мне улице Набережной, продолжающейназываться улицей Конституции СССР, давным-давно перестал существовать. Недавно я пытался разобраться в судьбе этого института, в том, кто его правопреемник. До конца не удалось. Ясно, что давно все продано-распродано, а сам коллектив обманут в результате жульнической приватизации. Меня волнует то, что у нас в городе нет научного центра, который бы занимался проблемами городского ландшафта как такового: морского побережья, берегоукрепительных и опорных стенок, всего остального.
– На самых разных уровнях неоднократно заявлялось о том, что в последние годы состояние прибрежной акватории Черного моря в пределах Сочи изменилось в лучшую сторону. 13 сочинских пляжей даже получили в этом году “голубые флаги”. Стоит ли здесь останавливаться на достигнутом?
– Давайте не забывать об экологии нашего моря. Потому что на самом деле работа по его очистке, которой мы гордимся, проведенная перед Олимпиадой, не завершена. Вторая очередь очистных сооружений не введена. Имеющихся мощностей недостаточно с точки зрения всей протяженности города. Между прочим, вторая очередь этих очистных сооружений – это полностью инвестиции краевого уровня. Краевой бюджет должен это запланировать. Он должен был давно это сделать, но этого не делается, и этот вопрос надо тоже ставить. Потому что главная цель приезда большинства людей в Сочи – чистое море.
Давно бередит душу пустота наших прибрежных морских горизонтов. Где же наши «Кометы», морские трудяги – прогулочные катера? Где регулярное, а не по случаю пикника морское сообщение в черте Сочи? Увы, все в прошлом, включая отечественное судостроение для этих целей и ремонтные возможности Сочинского ремонтного порта. Уже со вторым за время моего депутатства министром транспорта Российской Федерации мы договариваемся вернуться к этой теме. Ведь возобновление морской жизни в Сочи в курортный сезон разгрузит дороги, создаст новую привлекательность для приезжих. И береговая инфраструктура у нас есть – 11 портопунктов (причалов) «Росморпорта» от Адлера до Магри, отремонтированных к Олимпиаде и пока используемых не по назначению.
Вопрос экологии – это вопрос стратегии развития города. Ценность курорта – это на 90% его экологическая привлекательность для туристов. Это национальное достояние страны. Это безусловные условия для комфортного проживания самих сочинцев. Сможем ли мы сохранить уникальную природу Кавказа, или следующие поколения их увидят только в документальной хронике?!
Следующее обстоятельство. Оно не просто следующее, оно может быть первое. Мы так много говорим о том, что город – всероссийская здравница. Но ведь заметьте, что все вопросы, связанные с развитием здравоохранения, изъяты из городского ведения. В лучшем случае они решаются на краевом уровне. Но это ненормально.
– И что предлагается сделать в этом направлении?
– Город не может отказаться от внимания к развитию здравоохранения, от помощи и контроля за ним. Это и в интересах жителей, это и в интересах сохранения Сочи как санаторно-курортного центра.
У нас ведь, к сожалению, число санаториев сокращается, а не увеличивается. Санатории превращаются в отели, как, например, случилось с «Родиной». Или выводятся из действия отдельные корпуса, как это случилось с санаторием «Орджоникидзе». Нет общего взгляда на развитие санаторно-курортной отрасли.
Опять же напомню вам о существовании прежде уникального Института курортологии. Где этот институт? Этого института тоже нет. В упомянутой выше Стратегии вдруг вспомнили про уникальную природу региона и отметили, что надо создавать центр по охране природы. А вот про здоровье людей не вспомнили. Разве не могут федеральный центр,Краснодарский край и город Сочи вместе понять, что именно в Сочи нужно создать научную и всякую иную базу для развития курортного здравоохранения, нужно поддержать наши санатории – ведь это абсолютно уникальный и характерный именно для Сочи вид здравоохранения?! Потому что отели есть везде, СПА есть во многих странах мира, а вот санаториев как таковых, с полным оздоровительным циклом – практически нигде нет. Это требует абсолютного внимания и сосредоточения усилий.
– Однако, вернемся, к теме социальных проблем из-за перенеселения…
– Я уверен, что дальнейший неконтролируемый рост населения города Сочи без решения задач, которые сегодня существуют, может привести к коллапсу. И в этом смысле, боюсь придется принимать болезненные решения. Будет ли это вновь прописка в городе Сочи, что нашими законами везде отвергается, или это будут какое-то другие ограничения – надо разобраться. Но установление контроля над перенаселением сегодня необходимо, если мы ответственно относимся к судьбе тех людей, которые уже живут в Сочи, и к судьбе тех, кто приезжает к нам на отдых. Которые должны приезжать, отдыхать и уезжать, но не обязательно оставаться здесь в виде владельцев сезонного жилья, провоцируя обострение социальных проблем и дальнейшую жилищную застройку. Необходимы определенные решения, иначе город Сочи просто рухнет под тяжестью обязательств, которые, в силу действующего законодательства, возникают у местных властей по отношению к новоприбывшим. Это очень важный вопрос.
– Есть какое-то комплексное, стратегическое решение этой повестки?
Я уверен, что город Сочи нуждается в отдельном законодательстве, в законе о городе-курорте Сочи. Нуждается, в том числе, и в “притче во языцех” – строчке в федеральном бюджете на развитие города-курорта Сочи, которая существовала в союзном бюджете в союзные времена и исчезла из бюджета в российские.
Готова ли новая администрация работать над этими вопросами? Видит ли она эти проблемы? Это нам предстоит узнать в ближайшее время. Но мне кажется, очень важно, чтобы общественная жизнь в городе, его пульс продолжал биться, чтобы интерес к будущему Сочи не пропадал у его граждан. Ведь вместе с пропажей интереса к будущему города пропадут и сами сочинцы.