Комплексное развитие территорий. Генплан краевой столицы. Борьба с точеной застройкой. Создание социальной инфраструктуры, которая строится одновременно с жильем. Обо всем этом порталу “СочиСтрим” рассказал Первый вице-губернатор Краснодарского края Андрей Алексеенко.
– Андрей Анатольевич, расскажите, пожалуйста, какие принципиальные и стратегически важные изменения были внесены в новый Генплан Краснодара?
– В настоящий момент разработка Генплана вступила уже в заключительную фазу. Когда губернатор давал поручение разработать «строительную конституцию» Краснодара, главной задачей было – сохранить исторический облик города, и предусмотреть его развитие на долгие годы вперед. Авторы главного градостроительного документа проанализировав ситуацию, выявили проблемы кубанской столицы. Среди основных – нехватка объектов социальной инфраструктуры, перегруженность улично-дорожной сети, износ инженерной инфраструктуры, недостаточное озеленение города. Исходя из решения этих проблем, они и отталкивались, разрабатывая документ.
Для развития города разработчики проекта выбрали агломерационную модель, предусматривающую создание ядра для комфортной жизни людей в границах города с учетом развития близлежащих районов. И тут будут важны якорные проекты. Среди них строительство автодорог Дальнего западного, Южного и Восточного обхода города, создание рекреационных парков в Горячем Ключе, Динском и Северском районах, возведение 11 индустриальных парков, строительство конно-спортивного комплекса, дворца борьбы, центров волейбола и парусного спорта, социальных объектов, создание акватерриториального комплекса вдоль реки Кубань и Краснодарского водохранилища.
– А какие изменения коснутся автолюбителей и пешеходов? Что их ожидает, согласно новому Генплану города?
– В Генплане заложена концепция двух «транспортных колец» — внешнего и внутреннего. Город будет разделен на три зоны транспортного обслуживания. В центре приоритет для движения отдадут пешеходам и общественному транспорту. В зоне плотной застройки краснодарцы будут пользоваться городскими электричками, трамваями, скоростными автобусами. Судите сами, только протяженность контактной сети трамвая планируем увеличить в три раза.
Плюс, в 2,5 раза вырастет сеть автобусов и троллейбусов. В десять раз увеличат протяженность велосипедных дорожек.
Обсуждается сейчас вопрос и о строительстве высокоскоростной магистрали Москва — Краснодар — Адлер, а также создание автомагистралей Дальнего западного, Южного и Восточного обходов города.
– А что касается застройки города и края? Как изменится градостроительная политика?
– Этот переход уже произошел, и произошел он во всем крае. С приходом Вениамина Кондратьева градостроительная политика края круто изменила направление. Мы сказали «нет» застройщикам, цель которых только влепить новостройку повыше и продать квартиры подороже, не задумываясь о комфорте людей и нагрузке на коммунальные сети.
Работать в крае могут те, кто комплексно осваивает территорию. И вместе с жилыми домами строит детский сад и школу, предусматривает зону отдыха. А с глав территорий мы требуем взвешенного подхода к выдаче разрешений на строительство. Должна быть учтена возможность подключения к коммуникациям, плотность застройки микрорайона и нагрузка на расположенные там соцобъекты. И если эта нагрузка высока – глава должен предусмотреть строительство школы, детского сада или поликлиники. В противном случае – не разрешать строительство.
В новом градостроительном проекте упор сделан как раз на комплексное освоение территорий, поэтому в границах Краснодара планирует проводить среднеэтажную и многоэтажную застройку, а в сельских – малоэтажную.
О точечной застройке территории больше речь не идет. Мы прекрасно понимает, что именно хаотичное застраивание земель привело ко многим проблемам в прибрежных, курортных зонах, усложнила инфраструктурный каркас городских территорий.
– При разработке нового Генплана специалисты выявили нарушения строительства, в том числе, на территории зелёных зон. Как будет решаться столь актуальный вопрос?
– Не только жильем, в зеленых зонах появлялись парковки, торговые центры. И это же проблема не только Краснодара.
Был проведен мониторинг в Анапе, Горячем Ключе, Новороссийске, Сочи, а также ряду районов. И результат показал, у всех МО Генпланы и правила землепользования зачастую не соответствуют друг другу, в границы населенных пунктов включаются леса. Поэтому губернатор потребовал привести в порядок генпланы всех МО, исключить из них лесные территории. Зеленым зонам придадут статус особо охраняемых.
– Помимо зелёных зон, проблемой остаётся и нарушение этажности строительства в прибрежных зонах. Даже была создана специальная комиссия для проверки недобросовестных застройщиков. Как вы оцениваете работу данных специалистов?
– Вениамин Кондратьев ставит задачу развития курортов как круглогодичных. А значит, его прибрежные территории должны выглядеть как комфортные рекреационные зоны, и меньше напоминать застроенные спальные районы. К этим результатам еще предстоит прийти. И если на местах с этой задачей не справляются, то край берет это в свои руки.
На уровне региона уже принят закон об ограничении застройки прибрежной территории, приоритет отдается объектам туринудстрии. Кстати, число разрешений на строительство, выданных в 500-метровой зоне с момента принятия закона, существенно снизилось. Этот опыт сейчас перенимают и наши соседи. Недавно, власти Крыма заявили о запрете строительства коммерческих жилых объектов ближе, чем в 500 метров от моря на Южном побережье полуострова.
Для нас в приоритете – сохранить зеленые зоны и придать статус особо охраняемых территорий новым участкам. Глава региона заявил о создании еще минимум 40 особо охраняемых природных территорий до 2026 года.
А благодаря проверкам мы выявили нарушения при застройке курортных зон. Например, в Анапе ест факты застройки дюн, в Горячем ключе обнаружена жилая застройка вокруг озер Круглое и Длинное, хотя эти территории считаются рекреационной зоной. Более того, тут в границы населенных пунктов оказались включены около тысячи гектаров лесного фонда. Есть даже случаи, когда шла застройка сельхозугодий.
В связи с этим назрела потребность создания в каждом муниципалитете градостроительного совета. При участии общественности должны быть приведены в порядок границы МО, генпланы территорий должны соответствовать потребностям местных жителей, чтобы обеспечить им комфорт. Такие задачи перед нами ставит губернатор.