Новость о возможном переносе железной дороги, ведущей в Сочи, с побережья в горы стала одной из самых рейтинговых в информационном пространстве страны. На днях в поддержку этой идеи высказался губернатор Кубани Вениамин Кондратьев. В ленте нашего портала прозвучали позиции инженеров, общественников, архитекторов. Своей позицией по этому вопросу с читателями «СочиСтрим» поделился депутат Госдумы Константин Затулин.
– Константин Федорович, можно поинтересоваться Вашим отношением к этой идее?
– Безусловно, я поддерживаю начинания, связанные со строительством трасс, которые могли бы разгрузить город Сочи и решили бы проблему все более и более острых транспортных пробок в городе. Проблема сообщения с городом, который находится в географическом тупике, на краю Краснодарского края, на границе с Абхазией, стоит очень остро. И принятие серьезных решений в этом направление назрело давно.
– И какова предыстория идеи прокладки железной дороги в горах?
– Проекты такого рода трудно назвать оригинальными и новыми, поскольку идея проложить железную дорогу в горах, там, где есть распадок между отрогами Кавказского хребта, обсуждалась еще в царское время. И тогда, выбирая маршруты для железной дороги и автотрассы, сделали выбор в пользу прибрежной дороги, поскольку это было существенно дешевле. Царская власть оказалась тогда оказалась не готова по финансовым соображениям предпочесть горный маршрут. На основе проектов, разработанных еще в эпоху Российской империи, железнодорожные пути вдоль побережья в двадцатые годы прошлого века проложили уже советские инженеры и рабочие.
– Насколько затратным является проект постройки железной дороги в горах кавказа?
– По информации годичной давности, я интересовался этим вопросом в нашем комитете по транспорту в Государственной Думе, знаю, что такой проект действительно представлен транспортниками руководству нашей страны. На тот момент сумма расходов равнялась триллиону рублей. Сейчас, спустя несколько месяцев, звучит сумма в один триллион двести миллиардов рублей. Очевидно, что суммы такого рода носят характер стратегических расходов, а принятие решения по такому вопросу – уровень Президента Российской Федерации.
– И какие есть препятствия к реализации проекта? Они технические, организационные, финансовые?
– Честно говоря, все сомнения у меня связаны с тем, а есть ли у нас достаточно свободных средств для того, чтобы провести столь серьезные инвестиции. Ведь это действительно огромные деньги. Весь вопрос в том, или они есть или нет. На этот вопрос я компетентно ответить не могу. Для этого нужно обладать уровнем компетенции, каким обладает Президент страны, который знает не только то, что есть у нас сегодня, но и закладывает на будущее расходы на разные направления развития государства. Только он может сказать, имеется ли у нас свободная сумма и есть ли у страны возможность такие деньги на это потратить.
– Город Сочи, Краснодарский край в силах как-то на это повлиять?
– Этих денег нет в бюджете нашего города. Их нет в бюджете нашего края. Их, на сегодняшний день, нет и в бюджете Российской Федерации. Весь вопрос не в том, правильно это или нет: это нужно, хорошо, правильно и так далее. Вопрос в том, есть ли на это средства.
-Не секрет, что Российские железные дороги являются ведущим собственником земли на территории города Сочи. Железнодорожники в силах отказаться от такого лакомого объекта недвижимости на берегу Чёрного моря?
– Если такое решение будет принято, а оно может быть принято на уровне Президента Российской Федерации, никак не ниже, то никакие Российские железные дороги при всем своем желании или не желании не будут против этого возражать. Это же государевы люди. Тем более, что сами транспортники очень заинтересованы в строительстве. Для них это развитие инфраструктуры, инвестиции, подряды и так далее.