В ближайшее время «Русская Медиагруппа» объединится с «Российским экологическим оператором», чтобы призвать представителей медиа и музыкальной индустрии популяризировать идеи рационального использования природных ресурсов, совместно участвовать в природоохранных и волонтёрских акциях. Ключевым документом нового союза стало «зелёное соглашение», подписанное в рамках ВЭФ-2021. По задумке разработчиков документа, главная цель «зелёного соглашения» — увеличение доли населения Российской Федерации, осуществляющего раздельный сбор отходов, и формирование экологической культуры в обществе.
О том, как изменилась музыкальная индустрия в России из-за пандемии, как в компании реализуется стратегия устойчивого развития, почему важно сотрудничество медиа и экологов, а также какие эфирные и неэфирные проекты ждут слушателей в новом сезоне, АиФ.ru рассказал управляющий директор «Русской Медиагруппы» Дмитрий Медников.
— Со 2 по 4 сентября во Владивостоке прошел Восточный экономический форум, в котором ваш холдинг принимал участие. Какие темы были затронуты на площадке ВЭФ?
— Мы подписали соглашение с «Росконгрессом» о целом наборе совместных проектов. Наша задача состоит в том, чтобы на большую международную площадку (сейчас ПМЭФ и ВЭФ — одни из крупнейших в мире по количеству участников и по капитализации этих участников) полноценно вывести российскую музыкальную индустрию.
На Дальнем Востоке у российских соседей очень много примеров роста стоимости музыкальных брендов. Это и корейский, и китайский рынок, где прошли феноменальные IPO таких брендов. Доходы этой индустрии тоже растут опережающими темпами по отношению ко всей экономике. Это яркие примеры, которые понятны инвесторам, связанным именно с инвестициями в музыкальные бренды. Они достаточно устойчивы, долго работают и для инвесторов дают хорошую капитализацию.
На ВЭФ к нам присоединились Вячеслав Бутусов и Дима Билан, звезды российской музыки. Участие в таком крупном экономическом событии — лучший повод продемонстрировать, что у музыки появляется новая стоимость и новая капитализация. Для нас было также важно заявить об успешном развитии, создании бизнеса через ценностную повестку.
— Как вы оцениваете последствия пандемии COVID-19 для музыкальной индустрии?
— Пандемия критически повлияла на музыкальную индустрию. Вся офлайновая часть индустрии испытывает драматические проблемы. Это может привести к исчезновению ряда игроков, сильному перепрофилированию рынка, изменению подходов. Другой вопрос, что уменьшение офлайновой части привело к увеличению внимания к онлайновой, к стримингам, к музыкальным радиостанциям, к самим артистам в цифровой среде. При этом мы видим, что интерес к офлайновой музыке возрастает. Люди не просто не отвыкают, они хотят больше живых событий, которых в силу понятных обстоятельств до сих пор немного.
Мировой опыт показывает, что креативная индустрия все больше и больше лидирует в формировании стоимости, в доходности, в капитализации. Все в равной степени растут, осуществляют экспансию на новые рынки. Появляются новые способы потребления музыкального контента. Благодаря беспроводным наушникам люди все больше и больше слушают звук. Многие практически не расстаются с наушниками в течение дня. По 10 часов в сутки они используют их для того, чтобы что-то слушать либо разговаривать. Существенная часть с удовольствием уделяет время прослушиванию музыки. И, по сути, это время расцвета потребления музыки можно сравнить с эпохой появления радио.
Развлекательная индустрия, в том числе музыкальная, не находилась в деловой коммуникации в России. Это была абсолютно отдельная сфера. Нет правил игры, нет моделей, нет собственно специалистов, инвесторов. Но сейчас возникло понимание того, что это интересно и необходимо.
— Каков личный опыт холдинга? Как удалось пережить кризисный период и как дела обстоят на сегодняшний день?
— Год был тяжелый. Очевидно, что все находились в некотором непонимании, как рекламодатели, так и медиакомпании. Был год большого падения. Все, кто пережил, сокращали расходы и максимально оптимизировали собственную деятельность. В этом году мы видим, что рынок сильно вырос. Показатели «Русской Медиагруппы» уже опередили показатели 2019 года. Рынок цифрового аудио в ближайшие годы будет расти на десятки, а то и сотни процентов в год.
Радио в России традиционно недооценено, несмотря на то, что радийная реклама — один из самых эффективных способов продвижения. Радио сейчас находится по эффективности на первом-втором месте. Другой вопрос, что «цифра» дает более быструю, более точную статистику. Но, когда радийный охват и радийная эффективность совмещаются с цифровой статистикой через радио, подкасты и плейлисты, возникает уникальный сервис, который позволяет достаточно качественно оценивать поведенческие модели аудитории, таргетировать рекламу и осуществлять массовые рекламные кампании очень оперативно.
Восстановиться в полном объеме музыкальной индустрии, безусловно, поможет отмена ограничений.
— Каким образом в холдинге реализуется стратегия устойчивого развития?
— Существенный компонент устойчивой повестки развития бизнеса — это экологическая повестка. Сейчас все более значимым становится стандарт ESG, и очевидным образом музыкальные лидеры точно так же формируют это общественное мнение на бытовом уровне и определенную культуру поведения. И мы как раз будем обсуждать новый уклад бизнес-жизни и возможности взаимодействия культуры и бизнеса в этом новом укладе. Существенной частью этого является экологическая повестка в разных вариантах (индустриальная, природоохранная, охрана животных, переработка мусора и т. д.)
У нас цели устойчивого развития давно начали воплощаться в жизнь. «Русская Медиагруппа» — холдинг медийный, он отличается достаточно низкими нагрузками на окружающую среду. Но исторически он принимает участие в проектах, направленных на социальное развитие, по сути, инвестируя свои рекламные возможности в социальные проекты. Это и волонтерские проекты, и природоохранные, и образовательные.
До поры до времени это не было сформулировано как полноценная стратегия устойчивого развития. В стандарты устойчивого развития бизнес приходит последний год. В этом смысле активность была, сейчас она формируется в понятную длинную дорожную карту. Дорожную карту не просто внутреннюю, а открытую для внешних партнеров. Именно поэтому на ВЭФ-2021 мы вышли к нашим партнерам с «зеленой инициативой». Кстати, первыми к ней присоединились российские звезды, такие как Вячеслав Бутусов, Дима Билан, Nyusha, Согдиана, Юля Савичева, Тимур Родригез, Юлианна Караулова.
Мы очень рассчитываем на то, что возникнут достаточно тесные системные отношения между компаниями, лидерами мнений, управляющими общественным мнением в области устойчивой повестки. Для нас важно вырабатывать новые нормы и способы распространения, по сути, новой культуры. Экологической. Где, условно, наша задача — это распространение, а задача центров компетенции и экологов, крупных корпораций — эту компетенцию формулировать.
— Почему возникло решение о сотрудничестве с «Российским экологическим оператором»?
— Мы не являемся экологами, профессионалами в этой области. Эти компетенции сконцентрированы либо у ученых, специалистов, либо у крупных промышленных холдингов, которые инвестируют в это много лет, а мы постепенно с рядом партнеров будем подписывать соответствующие соглашения.
Одно из соглашений, которые мы подписали на ВЭФ-2021, — это как раз соглашение с «Российским экологическим оператором» о взаимном обогащении друг друга. Мы — со стороны эфирных и неэфирных возможностей, а коллеги — с точки зрения компетенций. Именно РЭО сегодня выступает центром экологической компетенции в коммуникации между бизнесом, медиа и обществом. И наша общая задача состоит в популяризации идей и принципов рационального использования природных ресурсов, бережного отношения к природе и формировании экологической культуры. В принципе, уважающая себя компания (что в России, что в мире) не сможет работать вне экологической повестки. Повестка сохранения окружающей среды в ее многообразии будет все более значимой.
И до тех пор, пока не появится четкого и внятного ответа на вопрос о том, сумеем ли мы все вместе избежать климатической катастрофы в ближайшие десятилетия, эта повестка будет становиться все более значимой. Сейчас очень много дискуссий климатологов. Кто-то говорит о том, что изменения уже невозможно повернуть назад, они носят необратимый характер. Кто-то говорит о том, что та деятельность, которая сейчас ведется, позволит через 30 лет начать обратный процесс. Все равно все, как я понимаю, сходятся в том, что глобальное потепление имеет инерционный характер. И понятно, что вопрос изменения — это вопрос не нескольких юридических лиц, это вопрос нового уклада. И мы как участники процесса и рынка понимаем существенную ответственность и очень хотим быть частью процесса формирования правильного экологического поведения человека. Экологичность поведения — это не только вопрос окружающей среды, это и вопрос жизни в больших городах, и вопрос общения с соседями, с друзьями. Это в какой-то степени новый экономический уклад. В свое время появился индустриальный уклад. До этого момента люди переходили из кочевого состояния в состояние оседлости. Сейчас люди переходят из состояния безответственности в состояние экологической ответственности. И мы, очевидно, чувствуем себя частью этого процесса, хотим в нем активно участвовать и приносить пользу.
— Какие эфирные продукты и внеэфирные мероприятия ждут зрителей и слушателей?
— Мы запустим несколько новых проектов. К примеру, мы войдем в кинопрокат. С октября зрители в кинотеатрах смогут увидеть лучшие концерты топовых групп. «Максимальный уикенд» пройдет при поддержке радио MAXIMUM. Потом посмотрим, стоит ли этот опыт распространить шире. Очень хочется надеяться, что это поможет удовлетворить запрос на живую музыку. Аудиовозможности кинотеатров и зрелищность, конечно, живой концерт полностью не заменят, но это лучше, чем концерт на экране телефона. Это создаст существенный эффект присутствия. И для нас как медийного холдинга, и для кинотеатров это новый контент. Причем новый контент топового мирового уровня.
Кроме того, 1 сентября у нас стартовал всероссийский «Музыкальный кастинг» исполнителей. Сначала кастинг пройдёт онлайн, потом в очном формате художественный совет из программных директоров радиостанций «Русской Медиагруппы» и экспертов музыкальной индустрии выберет самых талантливых и перспективных, их мы проинвестируем.