В России, в связи с наложенными Западом санкциями, образовалась еще одна достаточно свободная ниша на рынке. Она касается широкого набора всевозможного подъемного оборудования. В первую очередь это машины и механизмы для канатных дорог, фуникулеров, лифтов и кранов и, естественно, комплекс программного обеспечения и систем управления к ним.
Еще одна рыночная ниша, расположенная уже в этой нише, это рынок услуг по поставкам запасных частей к этому оборудованию, а также услуги по техническому обслуживанию и настройке. Сегодня на место под российским «канатным солнцем», оставленное в первую очередь компаниями из Европы, претендуют как российские производители такого оборудования, так и их партнеры из Китая.
В какую сторону пойдет этот тренд? Сумеют ли российские производители отстоять и нарастить свои позиции в непростой конкурентной борьбе с восточным промышленным гигантом? Встанет ли государство на строну отечественного производителя, путем выстраивания взвешенных протекционистских мер? От ответа на эти вопросы, по всей видимости, во-многом зависит то, каким будет технический и технологический облик горного и горнолыжного туризма России в ближайшие два и даже три десятка лет: развилка на пути развития уже под ногами, а коренной перелом пока еще не наметился. Тем не менее, «первые ласточки» в пользу российских машиностроителей уже видны.
Минэкономразвития декларирует импортозамещение
Так, к примеру, руководитель Минэкономразвития Максим Решетников, 3 февраля, на мероприятиях в рамках Дня туризма на выставке-форуме «Россия» заявил о том, что важнейшей задачей в развитии туристической сферы России является как раз создание отвечающей времени современной инфраструктуры. В своем выступлении он особо подчеркнул, что здесь наиболее остро стоит вопрос импортозамещения. По словам министра Решетникова, курорты готовы вкладываться в покупку отечественного оборудования.
Для того, чтобы российский производитель подъемного оборудования мог успешно освоить свой же отечественный рынок, в 2024 году ожидается ключевое решение в отраслевом регулировании. Машиностроители ждут обновления ГОСТов для целого перечня такого оборудования, отвечающих не только интересам самих производственников, но и безопасности пассажиров и туристов.
По суверенному ГОСТу
Так, эксперт в этой сфере, генеральный директор компании «Руслет» Дмитрий Сидорович пояснил журналистам, что отечественное подъемное оборудование отвечает требованиям и запросам международной конкуренции и способно пройти все вводимые требования по сертификации. Кроме того, Сидорович сообщил, что обновление требований государственных стандартов к такому оборудованию в первую очередь обусловлено уходом с российского рынка производителей из европейских стран, которые длительный временной период и формировали в России собственные сертификационные требования, основывавшиеся с учетом европейского патентного права и сертификации.
Надо полагать, что в ближайшее время реальная практика регулирования рынка российских производителей всевозможных канатных дорог, подъемников, фуникулеров, лифтов и кранов приобретет суверенные черты, отвечающие интересам страны и государства. А в первую очередь, тех, кто в России непосредственно занимается разработкой, внедрением, производством, монтажом и обслуживанием такого оборудования. Это и рабочие места, и налогооблагаемая база, и вопросы промышленной и потребительской безопасности.
Российский производитель на горных склонах
Заметной вехой последнего времени в деле вывода на рынок отечественного оборудования для горнолыжного туризма и спорта стало подписание соглашения между упоминавшемся выше «Руслетом» и группой «Мантера» по поставке до 2026 года на горный курорт Архыз пяти современных отечественных канатных дорог с отцепляемым зажимом. Всего же до 2027 года на Архызе запланировано построить и ввести в работу шесть аналогичных канаток.
Сочинским любителям горных спусков и гостям города-курорта стоит пояснить, что такое «отцепляемый зажим». Это такой вид канатной дороги, на котором реализован скоростной подъем вверх от одной станции к другой. При этом, зажим кабины или кресла, крепящий их к тросу, на самой станции отцепляется от «мертвой хватки» за трос. Крепление кабины начинает как-бы проскальзывать по тросу канатной дороги, от чего скорость ее движения замедляется. А это и есть главный плюс современных подъемников и канатных дорог. Тем самым обеспечивается удобный и безопасный выход туриста из кабинки или кресла.
Предыдущие поколения канаток такой опцией не обладали. На них все кабинки и кресла фиксировались к тросу без возможности скольжения на станции. Они были одновременно и слишком медленными на подъеме или спуске, и слишком быстрыми при погрузке и выгрузке пассажиров.
Сегодня российские производители успешно отработали новые технологии в производстве современного подъемного оборудования с отцепляющимся зажимом и готовы обеспечивать своей продукцией российскую туриндустрию.
В ходе церемонии подписания соглашения о поставках оборудования гендиректор «Мантеры» Вадим Трушкин напомнил о параметрах, заданных российским Правительством для национальной туристической отрасли: через 6 лет россияне должны совершать 140 миллионов поездок по своей стране. А на долю горнолыжного туризма должно приходиться 16 миллионов таких поездок. Естественно, эта задача не может быть выполнена без основательной модернизации имеющегося подъемного оборудования и ввода в строй новых канатных дорог.
«Мы рассчитываем, что российские промышленники откликнутся на спрос, созданный в туриндустрии в прошедшее десятилетие», – сообщил Трушкин. Он же рассказал журналистам, что компания «Мантера» намеревается отдавать приоритет российским производителям и готова обеспечивать их заказами.
В целом, можно отметить, что в отрасли горнолыжного туризма наметился уверенный тренд на то, что отечественное подъемное оборудование, осветительные системы склонов, ратраки и снегогенераторы способны быть, как минимум, не хуже зарубежных. Одновременно, в среде российских производителей такого оборудования есть четко сформулированная надежда на то, что грамотный протекционизм со стороны государства позволит уже сформировавшейся отечественной отрасли занять весомые позиции, по крайне мере на внутреннем рынке.
Дотянется ли до России канатная дорога из Поднебесной?
Естественно, что на новую нишу, образовавшуюся в результате ухода с горнолыжного рынка европейцев, практически сразу начали претендовать производители из КНР. На китайском рынке подъемного оборудования лидирующие позиции занимает государственная компания BMHRI. На долю этого производителя сегодня в КНР приходится половина всех канатных дорог огромной страны. При этом, оставшиеся 50% горнолыжных курортов Китая обустроены канатными дорогами все тех же хорошо знакомых российскому туристу европейских фирм. В первую очередь – Bartholet и Doppelmayr. И лишь ничтожные три процента рынка делят между собой остальные китайские производители.
Нужно ли российской горнолыжной отрасли и российской промышленности иметь такой же расклад между производителями у себя дома? Здесь у экспертного сообщества есть сомнения.
Во-первых, европейцы ушли не навсегда. Это сегодня отечественная экономика, в том числе и туриндустрия, живут и выживают в режиме почти предельных санкций, наложенных исключительно по политическим причинам. Но богатый, растущий и крайне перспективный российский рынок европейские производители окончательно и бесповоротно покидать все равно не будут. Это лишь временный откат. А значит, «окно возможностей» у российских производителей состояться, развиться, закрепиться на рынке своей же страны не будет открытым бесконечно долгое время. И им нужно успеть воспользоваться.
Техническая школа: между Европой и Азией
Во-вторых, у экспертов отрасли есть свои соображения относительно отдельных свойств китайского оборудования. Это связывают с производственной традицией, школой проектирования, стандартами, существовавшими и развивавшимися на протяжении длительного времени в России и в КНР. Так, российские производители подъемного оборудования традиционно разрабатывали и реализовывали свои проекты ориентируясь на европейские стандарты безопасности, более жесткие, чем у азиатских производителей.
«Пройти в Китае сертификацию по классу безопасности оборудования проще, чем в Европе, и это о многом говорит. Кроме того, там сейчас используются технологии, которые применялись в Европе два производственных поколения назад. В Китае другие запросы и ожидания у туристов, другой уровень комфорта”, — пояснил один из отраслевых российских экспертов.
Ну и стоит принять во внимание тот факт, что даже на китайском рынке половина горных курортов КНР выбрала для себя оборудование европейского производителя, а не своего отечественного. Это тоже весьма показательно: ведь каждый второй горный курорт Китая «для своих» подъемное оборудование покупает не «у своих». Причины, по которым это происходит даже в самом Китае, наверное, на виду: это надежность и безопасность.
Естественно, что предложения, поступающие от китайских производителей, могут быть более приемлемыми по стоимости, но и здесь, по мнению экспертов, есть свои нюансы. Так, с введением новых отраслевых стандартов и ГОСТов, которых ожидают в России в 2024 году, китайским производственникам так или иначе придется внедрять у себя технологические изменения под российские требования и проходить собственную систему технической сертификации. И вот как раз в том, будет ли она на практике соответствовать новым требованиям со стороны России, у экспертного сообщества есть открытые вопросы.
Кроме туманных перспектив со стандартизацией и безопасностью, есть и реальная практика поставки и установки оборудования из КНР на российских горных курортах. По словам эксперта из Технического комитета 289 по стандартизации Росстандарта «на сегодняшний день на четырех отечественных объектах монтируется подъемное оборудование из КНР, но успешных вводов его в эксплуатацию пока не зафиксировано».
Кому отдадут рынок?
Таким образом, российские производители подъемного оборудования для горнолыжных курортов сегодня находятся в достаточно непростой ситуации. С одной стороны, есть уникальное «окно возможностей» для полноценного выхода на отечественный рынок после ухода европейцев. «Окно», которого впоследствии может не представиться на протяжении длительного времени. В наличии объективно зафиксированный рост турпотока на горных курортах. Имеется довольно четко сформулированная позиция власти по развитию внутреннего туризма и импортозамещению в этой сфере. Налицо позиция инвесторов, готовых контрактоваться с российскими производителями канатных дорог. Ожидаются изменения в стандартизации, приближающие производителей к требованиям отечественной промышленной безопасности.
Сумеет ли в этих условиях российская промышленность выдерживать конкурентную борьбу с азиатскими производителями, либо же пойдет по достаточно противоречивому пути российского же автопрома, когда за два года китайские производители заняли практически доминирующие позиции на отечественном авторынке, покажет практика ближайшего времени.
Сообщество, определяющее правила игры?
Активизация внутреннего туризма подвела россиян к интересному и, казалось бы, наглядному выводу, не всегда замечавшемуся ранее. А именно: Россия при более детальном рассмотрении оказалась во многих регионах не только горной, но еще и горнолыжной страной. Государством, где горные лыжи популярны и востребованы. Это касается и культовых олимпийских курортов горного кластера Сочи – Красной Поляны, Розы Хутор, Газпрома, воспетого Визбором Домбаем, активно развивающимся Архызом, уверенно выходящим на уровень национального курорта Лаго-Наки в Адыгее, алтайским Манжероком, сразу одиннадцатью заполярными спусками в Мурманской области, карельской Ялгоры. Список можно долго продолжать.
На каких-то из этих курортов до сих пор работает старое оборудование позднесоветских образцов. Многие, еще в тучные «нулевые» и предсанкционные «десятые», обзавелись европейскими подъемниками. Есть те, кто уже поставил и использует, либо только подбирает производителя из России. Кому-то греет душу идея заполучить канатку из Поднебесной.
Тезис о том, что «Долгий простой на таком распутье, да еще при пока что отсутствии на рынке понятной конкретно-регулирующей установки сверху, может привести к накопительному устареванию основных фондов горных курортов. Простая закупка на азиатских рынках доступного нового подъемного оборудования, да еще и с заведомым технологическим отставанием, тоже не самый удачный путь в развитии отрасли. По его итогам горнолыжная отрасль России рискует со временем получить горы мертвой стали и алюминия, разбросанные по своим многочисленным горным склонам. Заметно изменить ситуацию в этой сфере способна единая позиция, даже можно сказать – единая промышленная политика, ориентированная на отечественного производителя, которую могут и способны проводить горнолыжные курорты при формировании заказа на такую технику» – все чаще звучит в экспертном сообществе страны.