Всем известен «Человек-Амфибия» Александра Беляева, но его почти забытый «коллега» из средневековой Европы — Человек-Рыба из испанского Льерганеса — неожиданным образом связан с популярным осенним лакомством. Об этой удивительной цепочке событий напоминает Галина Солтани, ведущий научный сотрудник Сочинского национального парка.
История Человека-Рыбы, якобы извлеченного рыбаками из моря спустя пять лет после исчезновения и покрытого чешуей, была подробно описана не для сенсации, а с просветительской целью. Автором записи стал выдающийся испанский монах-бенедиктинец Бенито Херонимо Фейхо-и-Монтенегро. В XVIII веке он яростно боролся с суевериями, а его энциклопедические труды по философии, естествознанию и правам человека стали частью университетской программы в Европе.
Спустя десятилетия его наследие вдохновило бразильского студента-натуралиста Жуана да Силву Барбозу. Восхищаясь монахом, он взял его фамилию в качестве псевдонима — Жуан да Силва Фейжо. Под этим именем он вошел в историю как исследователь флоры Бразилии и островов Зеленого Мыса.
Именно в его честь ботаники позже назвали открытое в Южной Америке растение из семейства миртовых — Feijoa sellowiana, или фейхоа. Так имя просветителя, развенчивавшего мифы, навсегда закрепилось в науке, географии (район Фейжо в Лиссабоне) и на наших кухнях.
«Вот такой исторический парадокс: история, начавшаяся со средневековой «рыбьей» легенды, через рационального монаха и преданного ему натуралиста привела нас к чашке чая с ароматным вареньем», — отмечает Галина Солтани.
Так что, в следующий раз, наслаждаясь нежным вкусом фейхоа, можно вспомнить не только о пользе этого фрукта, но и о многовековом путешествии имени — от страниц старинных манускриптов до этикеток на баночках с деликатесом.
























