–Владимир Насибуллович, две недели назад на «СочиСтрим» вышло интервью депутата Госдумы Константина Затулина, который поднял достаточно широкий перечень проблемных тем, касающихся развития города Сочи. Уверен, Вы ознакомились с ним. Можете как-то прокомментировать сказанное?
-Да, я видел это интервью. Добротное, емкое по своей сути. Константин Фёдорович Затулин здесь прав в главном – система управления развитием Большого Сочи должна быть встроена во властную вертикаль управления страны.
-И что, есть результативный опыт такого управления?
-Так было в эпоху Российской Империи, в советский период. Сегодня этот вопрос назрел и стоит достаточно остро. И тому есть весьма объективные причины.
-Какие именно?
-Все достаточно просто: более девяноста процентов активов самого большого в стране по мощности и пространству города-курорта находится в руках владельцев федерального или международного уровня. Это Газпром, РЖД, Администрация Президента, Минобороны, ФСБ, Генпрокуратура, Норильский Никель, Минприроды с Кавказским биосферным заповедником и Нацпарком и другие схожие структуры.
При этом только чуть более восьми процентов активов находятся в собственности, либо управлении сочинского муниципалитета. В первую очередь это школы, детские сады, объекты городской коммунальной инфраструктуры. Даже все медицинские учреждения не так давно вывели из городского подчинения и передали в управление Краснодарскому краю.
-И что мы получаем в сухом остатке?
-Муниципалитет есть, но жизнь города от него зависеть перестает. Даже городской бюджет едва закрывает половину потребностей. Всё остальное датируется Москвой через Краснодарский край.
-И как это влияет на работу местного самоуправления, жизнь и развитие города Сочи?
-В этих условиях не случайно, что система управления развитием города постепенно начала рассыпаться. На это прямо указывают факты.
-Можно их озвучить?
– Например, первый генплан, утверждённый еще в 2009 году местными депутатами (а до этого по городу Сочи все генпланы согласовывались и утверждались федеральным центром), оказался несерьёзным. Хотя, по иронии судьбы, он был «олимпийским». После олимпиады многие федеральные ведомства, хозяйствующие субъекты, огромное число частных лиц, его просто перестали соблюдать.
-И к чему все это привело?
-В городе, началась масштабная градостроительная вакханалия, которую не остановили даже густые посадки отдельных представителей городского руководства. Но и это еще не все. В городе уверенно обозначился курс на разбегание микрорайонов.
Первой ласточкой стала часть Имеретинской низменности в Адлерском районе, в которой научно-образовательная структура «Сириус», как я это вижу, посчитала, что её развитие в рамках городского муниципалитета невозможно. Очевидно, статус не тот, не тот масштаб мышления и ресурсов у районных и городских властей. Не исключаю, даже предвижу, что вскоре Красная Поляна с ее очень маститыми собственниками попытается выйти из Сочи. А за ней и отделение от Сочи Лазаревского района недалеко, потому что там ещё много интересной недвижимости, которую можно оторвать от курорта не заморачиваясь его целостным развитием.
-Чем это, на Ваш взгляд, обусловлено?
-Зачем им такие обременения, как город Сочи со своей проблемной социалкой, почти восьмидесятью сельскими населенными пунктами, во многих из которых нет ни канализации, ни газа, а в некоторых – до сих пор и электричества. Так что, я солидарен с депутатом Затулиным в том, что он поднял вопрос о федеральном законе о городе-курорте Сочи. Сложившаяся постолимпийская система управления развитием Сочи, в этом я уверен, начинает вести город к развалу.
-С новой командой, пришедшей работать в Сочинский муниципалитет, многие горожане связывают определенные надежды…
-Дело здесь не в конкретных управленцах, принимающих тактические решения в городе, а в серьезном системном сбое. Фактически Сочи оказался брошен федеральным центром, как целостное образование, обременён долгами, социальной и экономической немощью. По этим причинам Сочи практически начал рассыпаться.
-Но ведь город Сочи находится в составе достаточно крупного и далеко не самого бедного в России Краснодарского края? Приходилось работать в разных регионах, где Кубань воспринимается как достаточно благополучная территория.
-Дело в том, что краевой власти и краевому бюджету развитие Сочи никогда не было посильной ношей. Масштаб задач несколько иной. И объемы ресурсов, которые требуются городу для развития, одна Кубань не вытянет. Там и так достаточное количество проблемных точек.
-Хотелось бы узнать Ваше видение того, в каком состоянии находится курортная отрасль Сочи, о проблемах которой в своем интервью нам сообщил депутат Затулин.
-Высказанная Констатином Федоровичем озабоченность на эту тему имеет под собой очень серьезные поводы. Начнем с того, что курортная составляющая Сочи по своей фактуре не имеет себе равной в стремительно развивающемся мировом туристско-курортном пространстве. При этом она у нас после Олимпиады серьёзно покосилась.
-Можно подкрепить фактами?
-Более десятка санаторных комплексов закрылось, и продолжают закрываться. «Сердце курорта» знаменитая «Мацеста» переживает, на мой взгляд, не самые лучшие времена. Некогда украшавший морской фасад Сочи санаторий «Кавказская Ривьера» стоит разваленным, причем, рядом с госдачей и санаторием «Сочи», в которых поправляют своё здоровье те, кто принимают стратегические управленческие решения в сегодняшней России.
-У города осталась научная база по развитию курортного дела?
-На уровне квалифицированных кадров – безусловно. Прежде всего, благодаря Сочинскому государственному университету, его коллективу и выпускникам. С точки зрения институализации этой работы применительно к курорту как таковому – уже нет. Некогда самый знаменитый и мощный НИИ курортологии и реабилитации приказал долго жить. Земельного участка, на котором он был расположен, у него уже тоже нет. А ведь всего этого не было, когда Сочи, вместе с Москвой и Санкт-Петербургом, находился в строке федерального бюджета, а вопросы его развития ежегодно рассматривались в соответствующих федеральных законодательных и исполнительных структурах.
-Быть может, проблемы в общем состоянии экономики страны, ситуации с федеральным бюджетом?
-Даже в тяжелейшие девяностые годы президент Ельцин лично всегда поддерживал развитие Сочи, как целостной уникальной курортной агломерации. И в тот период дела в экономике страны шли несколько иначе.
Вернемся к дню сегодняшнему. На фоне превращения туристско-курортного сектора мировой экономики в драйвер её развития, вовлечения в него почти 90% населения развитых стран, постолимпийское развитие сочинского курорта явно затормозилось. Тому подтверждение отсутствие постолимпийского проекта развития Сочи, хотя подобные проекты широко практикуются в мире. Например, как это имело место в эволюции олимпийской подготовки в стратегические планы постолимпийского развития Барселоны (Испания), столицы XXV летних Олимпийских игр 1992 года. Именно такой подход обеспечил выход олимпийской Барселоны на уровень курорта мирового уровня. Так что депутат прав: без отдельного закона о Сочи, здесь не будет ни реального постолимпийского возрождения всероссийской здравницы, ни мирового курорта Сочи.
-Как звучит Ваше итоговое резюме по депутатской инициативе?
-Затулин не переставая ставит вопрос о разработке стратегического пакета развития города. На сегодняшний день Сочи остался единственным городом на всём российском Черноморском побережьё, включая все крымские города, в котором не имеется ни стратегии развития, ни актуального генплана. Надеюсь, что сложившаяся ситуация будет коренным образом переломлена, в том числе и при поддержке в Госдуме. В противном случае статут мирового курорта останется для Сочи лишь несбыточной мечтой, а статус главной всероссийской здравницы будет сохраняться лишь в памяти сочинцев.