В Сириусе продолжается грандиозный скандал вокруг зданий приюта Св. Иоанна Предтечи, за сохранение которого сейчас публично выступает его создатель – Сурен Эксузян. Меценат Эксузян за последние месяцы записал свое первое и второе обращение к Патриарху Кириллу и опубликовал два открытых письма, обращенных к сочинскому епископу Герману. Где публично указывает на действия руководителя Сочинской епархии как на попытку «рейдерского захвата» зданий приюта и выставляет его в качестве главного организатора этих неблаговидных деяний. Сегодня наши коллеги из «Блокнота» разместили очередную статью, где автор публикации, совместно с Суреном Эксузяном, проанализировали сложившуюся ситуацию вокруг приюта не только с точки зрения нечистоплотного, по мнению мецената, хозяйственно-правового спора, но и с позиций воздействия происходящих событий на души и умы православного сообщества. Традиционным комментатором в нашем случае выступил постоянный эксперт редакции «СочиСтрим» социолог Андрей Прокофьев.
-Андрей, вышла в свет свежая публикация, где господин Эксузян снова публично своими аргументами обличает руководителя сочинской епархии епископа Германа. Что можете сказать?
-Я уже говорил об этом в своем предыдущем комментарии: мы наблюдаем, пожалуй, самый горячий скандал в церковной среде со времен событий в Екатеринбурге, когда городская общественность выступила за сохранение городского сквера. В Сириусе сегодня скандал не меньший, имеющий в первую очередь медийный характер, и принципиально иной по содержанию. Это именно скандал внутри православного сообщества Сочи и России. Именно так, по моему мнению, это выглядит.
В Сириусе у нас имеется три главных актора. Первая сторона – Эксузян, как защитник благотворительного проекта, которому он посвятил 18 лет своей жизни. С ним рядом его семья и люди, которые сегодня пользуются плодами их трудов, это тысячи горожан и гостей города Сочи, посещающих как Приют Святого Иоанна Предтечи, так и храм Нерукотворного Образа Христа Спасителя, построенные семьёй Эксузян на своем земельном участке по благословению Церкви и в сотрудничестве с администрацией города Сочи и Краснодарского края.
Традиционно получается, что отнимающий всегда находится в более уязвимом положении, чем тот, у кого отнимают. Так вышло и в рассматриваемом случае: мы все видим, что многочисленные региональные и федеральные СМИ встали на защиту Эксузяна и его дела.
Здесь нельзя не учитывать и национальную составляющую, очень значимую для кавказского города Сочи. Это тоже, как мне кажется, потенциальный источник для тревоги у людей в высоких кабинетах.
-А что тревожного с национальной составляющей?
-Как раз этот момент автор материала в «Блокноте», совместно с Эксузяном и обсуждают. Дело в том, что Сочинская епархия, в одном из своих комментариев к видеообращению Эксузяна, цитировала выдержки из поста телеграмм-канала «Ридовка», где его авторы предъявили меценату скриншоты страниц иска минюста по одному из благотворительных фондов. В комментарии к посту тут же были запущены многочисленные боты, которые в предельно оскорбительной форме начали унижать господина Эксузяна по национальному признаку. Ответной жесткой реакцией блогосферы были посты, где эти неблаговидные комментарии осуждались.
В конечном итоге епархия, вероятно поняв, что такой заход не сработал, задним числом переписала свой комментарий и заменила, почему то оказавшуюся не родной для них «Ридовку», на другое СМИ. Естественно, я не могу сейчас утверждать, что заказчиком поста в «Ридовке» и атаки ботов-шовинистов, самым неприглядным образом нападавших на армянина Эксузяна, был сам епископ Герман или его пиарщики. Но пост в «Ридовке» появился после видеообращения Эксузяна, где меценат в очередной раз обличал Германа. Пресс-служба Германа пост Телеграм-канала использовала. А когда стало понятно, что скандальный пост работает против Германа, помощники епископа его снесли в своем официальном комментарии. Но, как говорится, «Интернет помнит всё».
-А почему «инквизитор», как едко сочинского Владыку назвали сегодня в СМИ, ни разу не высказался по этому поводу?
– Трудно сказать однозначно. Епископ Герман человек решительный. Но иногда, как я вижу, это приводило к обратному результату. Эксузян не зря в своем интервью «Блокноту» вспоминает о времени служения владыки Германа в Ейской епархии, сопряженном с громкими скандалами, как в самом Ейске, так и в станице Кущёвской. Кстати, именно в Ейске Герман успел закрыть приют для детей, переделав его под свою резиденцию. Церковным властям, как я это вижу, пришлось тогда перенаправить энергию архипастыря на новую территорию. Ей оказалась весьма ресурсная и перспективная Сочинская епархия – отличное место, как это казалось на первый взгляд, для трамплина в церковной карьере.
Но дела в Сочи у епископа Германа пошли, как мне кажется, не столь гладко для идеальной карьеры. Это и неумение договориться с городскими властями в 2019-ом году, когда в выборе между строительством храма и автопарковкой с прилегающим воркаутом, тогдашний мэр Сочи Анатолий Пахомов всё таки предпочел построить светские объекты. Вспомним публичные обращения общественности к Патриарху в 2020 году, связанные со скандальными событиями вокруг свято-Георгиевской обители. Упомянем крупный городской скандал с попыткой отсудить федеральную землю рядом с городским собором под некий миссионерско-образовательный молодежный центр в 2022 году. Теперь мы наблюдаем господина Эксузяна, который вышел на путь борьбы за сохранение Приюта Св. Иоанна Предтечи и открыто обвиняет Германа в «церковном рейдерстве».
В пользу или во вред уважаемому владыке Герману такой бэкграунд – судить не мне. Удастся ему масштабировать свое служение до уровня крупного региона не за Уралом и, осталось ли у него, вообще, такое желание – тоже. В православном сообществе города обсуждается версия, что досрочная и, главное, спокойная передача церкви Приюта в Сириусе должна была стать для епископа Германа неким «пропуском» на следующую карьерную ступень. Но получилось то, что получилось. Эта история уже сегодня вышла с очень неприятным и скандальным душком.
-У нас теперь ИО руководителя Кубанской митрополии. Вакансия. Полюбившийся жителями Краснодарского края митрополит Григорий, решением Синода как раз заступил на должность управляющего делами Московского Патриархата вместо отправленного в Сибирь Дионисия.
-Здесь имеется весьма интересная интрига. Кубань – богатейший, густонаселенный и развитый казачий край, где православие является важнейшим духовным базисом общества. И вариантов того, кто займет освободившуюся должность, наверное, всего два. Это может быть церковный функционер из Москвы, которого наделят полномочиями руководить церковной жизнью нашего огромного региона. Может состоятся кадровое передвижение по горизонтали, когда нам назначат митрополита из другого региона, возможно даже епископа, с повышением в сане.
-Давайте и о третьем акторе поговорим. Он у нас кто?
-Естественно, власти ФТ «Сириус». Их Эксузян указывает в качестве проводников «интриги» епископа Германа. Сейчас они аппаратно, через контролирующие инстанции и суды ведут дело к принятию решения о сносе зданий Приюта.
-То есть, реально идет речь о сносе этих построек?
-Ну, мы же все видели, как прокомментировали это в Сочинской епархии: «о сносе зданий речь не идет». Полагаю, мы и дальше будем наблюдать в Сириусе достаточно протяженный острый конфликт и его широкое медийное освещение. Впереди у нас важнейший для страны март 2024 года, к которому этот конфликт будет либо купирован, либо разрешен, либо на какое-то время отложен.
-Так «Блокнот» и авторы публикации справедливо поименовали епископа Германа «сочинским инквизитором»?
-С точки зрения средневековой истории термин инквизиция – это расследование, следствие, допрос. Иногда весьма пристрастный допрос. Мне же этот термин всегда напоминает другой сюжет – «Легенду о Великом Инквизиторе», изложенную в «Братьях Карамазовых» Достоевского. Общий смысл этой весьма простой: Спаситель, придя повторно на землю, снова несет людям свое учение и исцеляет. Но тут он попадается на глаза Великому Инквизитору, который понимает, кто пришел на землю и начинает с ним разговор. Одна из ключевых фраз Великого Инквизитора звучит так: «Мы исправили подвиг твой и основали его на чуде, тайне и авторитете. И люди обрадовались, что их вновь повели как стадо». В итоге Инквизитор изгоняет Христа. Собственно говоря, Достоевский изложил в этом произведении вопросы свободы воли. Это понимание термина «инквизиция» мне наиболее близко в нашем сегодняшнем контексте.