На днях в Сочи разразился очередной «экологический скандал». На сей раз – в воспетом поколениями экскурсоводов и любителей живой природы парке «Южные культуры», что в Имеретинской низменности. Отдельных общественников города там возмутило новое шоу «Оживший парк», принимающее вечерних гостей.
В этой связи корреспондент «СочиСтрим» Андрей Нежданов отправился на вечернюю прогулку по «Южным культурам» в сопровождении пресс-секретаря Кавказского заповедника Янины Реенсон, и сопродюсера проекта «Оживший парк»Элины Самойленко.
Страсти по парку
В «Южных культурах», по словам сочинского корреспондента «Кавказского узла», как этот текст поняли в нашей редакции, творятся жуткие вещи. Облучаемые прожекторами вековые деревья, ветви которых опутали электрические провода, находящиеся в стрессовой ситуации животные, шум и грохот, раздающиеся из громкоговорителей. Все это беспокит местных жителей. При этом, возмущенные «экологическим беспределом» сочинцы, одновременно жалуются на то, что не могут бесплатно ходить на эту территорию.
Неравнодушные активисты даже составили жалобу в природоохранную прократуру с требованием пресечь творимые в парке злодеяния. Именно эти жалобы и стали поводом для визита журналистов нашей редакции на набирающую популярность вечернюю локацию в известном сочинском парке.
Сочинский «неформат»
На самом деле, шоу «Оживший парк» в «Южных культурах» – штука на любителя. Рассчитанная, наверное, на эстета и интеллигента в третьем поколении. Ну кому понравится ночью бродить по дорожкам, тускло подсвеченным фонарями под звуки философской музыки? Где традиционный сочинский задор, веселье, запах барашка на углях и шансонье с набором танцевальных хитов? Лезгинку кто-нибудь включит? Где звон бокалов и барная стойка?
Для праздного летнего Сочи такие шоу — ну, абсолютный не формат. Потому и народа в ночном парке, скажем так, не густо. Какие-то солидные женщины. Страдающие без бокала пива зевающие мужчины. Да детвора, раздосадованная отсутствием тира и детского городка. Людей на входе сбивают в небольшие стайки раз в примерно полчаса и запускают на прогулку.
Оказалось, что сама идея такого парка, не нова. Организаторы шоу подсмотрели ее по похожим заграничным локациям. Элина Самойленко рассказала, что такие мультимедийные парки давно и успешно обустраивают в Канаде, Голландии, на альпийских лугах в Европе. Как раз в тех местах, где экологические активисты являются важной общественной и политической силой, а любое посягательство на живую природу вызывает шквал негодования.
Увы, но здесь отдельные сочинские биоактивисты остались наедине со своей критикой: в странах с повышенным градусом экологической активности такие парковые шоу приветствуются и используются в экологическом просвещении людей.
«Грязный свет» в чужом окошке
Бредем по дорожке, едва подсвеченной фонарями. Они лежат прямо на гальке. Добротные фонари с мягким светодиодным светом. Видно, что дорогие. Даже вблизи от такого светильника читать книжку бесполезно. На рядовой российской кухне пятиваттные точечные светодиоды светят в разы ярче. Горят они в «Южных культурах» ровно три часа. Потом отбой и конец мероприятия. В любом подобном парке, где есть обычные уличные фонари, света в сотни раз больше, и свет от них ярче и разнообразней.
Да, и надо отметить, что вся электрика шоу выполнена по низковольтной схеме. Поэтому даже если какой-либо зверь вздумает перегрызть электрический провод — дискомфорта не почувствуется. Система автоматической защиты тут разработана так, что электричество отключается при любом нарушении в цепи. Предельно низкое напряжение – это не только безопасность для людей и животных, но и защита от возгораний.
Ошейник из бронежилета
Отдельные световые приборы и динамики подвешены на толстых стволах деревьев. Это сразу вызывает вопросы.
“Каждый такой подвес — выверенное инженерное решение, – поясняет Янина Реенсон. – Все подвесы выполнены из дорогостоящего широкого кевлара: специализированной и дорогостоящей эластичной ткани, которую для этих целей производит лишь она компания в мире. Кевлар позволяет сохранять кору деревьев и снимать нагрузки со стволов. Да и вес этих светильников и динамиков рассчитывался таким образом, чтобы деревья ни в коем случае не пострадали. Кевлар не стягивает стволы, если вы заметили, а лишь слегка обхватывает их внахлест. Это мировая практика. Прежде, чем согласовать такую подсветку, наши садовники провели целую серию испытаний. По всем точкам, где имеется легкая подвеска, дендрологи проводят регулярный мониторинг состояния деревьев. На одном и том же участке ствола этот подвес не проводит больше нескольких дней. Только на таких условиях мы согласились применить этот вид монтажа”.
Кстати, из подобного эластичного, но очень прочного кевларового волокна сейчас делают бронежилеты для спецслужб.
“Боевые лазеры” ночного сада
Подходим к «лазерной установке» и прожекторам, которыми устроители шоу «ослепляют» деревья и страдающих зверьков, проживающих в «Южных культурах». На поверку это жуткое приспособление оказалось любимой забавой из детства.
Все в юные годы смотрели на натянутой простыни диафильмы? Вот здесь примерно все тоже самое. Только вместо фильмоскопа установлены маломощные проекторы, приспособленные выдерживать сочинскую влажность и ливни. А вместо экрана используется местная каменная башня и особые светоотражающие сетки, на которые проецируются всевозможные птички, зверушки и цветочки.
А поскольку проекторы весят несколько больше, чем облегченная подсветка, то и размещены они на специально разборных конструкциях, стоящих на земле. Причем, по каждой локации таких «подставок» организаторам пришлось изрядно попотеть: они не должны были мешать проходу, не должны выделяться и портить внешний вид, не должны стоять на редких растениях, не должны мешать кустам и веткам, их не должно быть на клумбах с цветами. Тем не менее, жесткие требования садовников были удовлетворены и «ожившие диафильмы» сейчас на протяжении трех часов «крутят» в нескольких участках парка.
Вполне достойно выглядят в парке заросли бамбука, посреди которых есть одна из мультимедийных площадок. Там, для сохранения тропинок, на лето сделан легкий деревянный настил. А поскольку посередине поляны проросло мелкое неведомое деревце, толщиной сантиметра в полтора, то местные плотники оставили под него специальное отверстие. Смотрится умилительно и даже немного комично, но деревце оказалось важнее удобства строителей.
“Диджей, сделай погромче!”
Вернемся к исходному критическому материалу, грустно повествующему о том, как несчастный парк «гремит в ночное время». Да, в парке в местах прохождения вечернего маршрута, теперь звучит музыка. Настолько оглушающая, что слышно как под ногами тихо шуршит галька и шелестят платья у наиболее продвинутых посетительниц парка, оставивших пляжные шорты в гостиничных номерах.
В этой связи появился дельный совет, созвучный с требованиями отдельных общественников: необходимо заставить организаторов шоу по вечерам выстилать дорожки чем-то мягким, чтобы не раздражать парковую «зоологию» хрустом камней под обувью.
Более того, общественникам, наверное, надо поднимать знамя борьбы с главным звуковым злом парка “Южные культуры”. Это зло – самолеты, которые имеют наглость взлетать и приземляться в местном аэропорту. Они, в силу непонятных причин, пролетают как раз над парком, и своими турбинами тревожат покой животных. Рев самолетов, по всей видимости, влияет и на мировосприятие общественных активистов, которые, должно быть, не совсем довольными тем, что авиалайнеры везут в Сочи толпы праздных туристов. Здесь и кроется, надо полагать, корень зла, «нарушающий естественную тишину биоты».
“Звуковое сопровождение шоу организовано так, чтобы музыка была слышна на конкретной площадке парка и по прогулочным дорожкам. Здесь применена схема приглушенного направленного звука, который подобран так, чтобы не создавать помех ни присутствующим, ни соседям, ни, тем более животному миру” – рассказывает нам Элина Самойленко.
Пока прогуливаемся по парку от жителей соседнего дома, любящих вечерние прогулки рядом с парком, в месседжер Янине Реенсон приходит на жалоба на “дискотеку”, которую устроили создатели шоу. Точнее не жалоба, а пожелание “сменить пластинку” и поставить что-то более веселое, на худой конец — классику. Да будет это известно сочинцам, музыку для вечерних прогулок под деревьями написал не какой-то там заезжий москвич, а их же земляк — композитор Юрий Бедрак, долгое время проработавший в Санкт-Петербурге и вернувшийся в родной город.
Сектор газа
Вот и самый “проблемный” участок шоу. Место, где устроители мероприятия по вечерам, как пишут наши коллеги-журналисты, “распыляют какой-то газ”. Именно этот газ подсвечивает проектор, создавая в воздухе поблизости объемное изображение морских волн.
Предъявляю претензии к организаторам шоу и хозяевам парка по этому поводу. Что на поверку? Да, на одной из локаций у пруда стоит “дымовая пушка”, вот только распыляет она не дым и не газ, а пар. И в основе этого пара банальный глицерин. Да, именно не токсичный, не накапливающийся в живых организмах, используемый в пищевом производстве, при изготовлении кремов, косметики и мыла глицерин. Пищевая добавка, которая ежедневно попадает в организм человека в объемах гораздо больших, чем используется во время трехчасового шоу. К тому же, глицерин мгновенно испаряется в условиях сочинской жары и открытого воздуха парка.
Причем, “дым”, на который пожаловался журналистам руководитель местного органа ТОС Сергей Дятлов, выглядит здесь не как на сцене — в виде обильных клубов, когда Алла Борисовна Пугачева исполняла песню про айсберг. В “Южных культурах” дымовая пушка образует лишь легкую взвесь, необходимую для создания объемной картинки на ограниченном участке пруда. Отметим, что диджеи и эстрадные певцы проводят в клубах такого дыма годы, что никак не отражается на их самочувствии.
Лебединая песня под вой шакалов
Застали мы во время прогулки и несчастных лебедей и гусей, несущих бремя соседства с понаехавшими в Сочи обывателями из разных городов, явившихся на шоу. Они спокойно себе пребывали на одном из островков этого пруда, вдали от музыки и света, со свойственным этим птицам снобизмом не проявляя никакого интереса к тому, что происходит на берегу.
Стоит заметить, что в “Южных культурах” живут не лебеди-мигранты, прилетающие сюда из дальних мест, а окультуренные человеком парковые породы, спокойно относящиеся к присутствию публики. Подобно кубанским уткам и гусям они здесь вполне благополучно несут яйца и высиживают птенцов. Местные орнитологи твердо уверены, что вечерние прогулки по отдельным тропинкам парка не прервут цепь поколений лебедей, годами живущих бок о бок с людьми. Кстати, местные гуси во время шоу изволили спать.
При этом, сотрудники парка сегодня встревожены активным ростом популяции красноухих мексиканских черепах. Они весьма агрессивны, неприхотливы, хорошо размножаются, поедая при этом мальков здешних рыб. Причем, красноухих черепах парку активно дарят сами сочинцы: покупают их в зоомагазинах детям, а после, наигравшись, выпускают их в пруды.
А вот запуганные людьми шакалы в “Южных культурах” не частые гости. Точнее они есть, но приходящие, которые иногда заходят в парк в поисках легкой добычи и на луну воют редко.
Мультимедийное шоу в парке “Южные культуры” отработало две недели. По нашему мнению — это штука на любителя. Если хочется отплясывать лезгинку или жаждешь “коньячок под шашлычок” – точно не туда. С детьми можно, если после сразу спать. Внешне красиво, но после стоит пройтись по парку при свете солнца. Биота жива и угроз ей не найдено. Фонари горят, но как-то тускло. Живые картинки проецируются и это забавляет. Музыку надо бы поменять и сделать погромче.
Да, и где здесь мангал с молодым барашком?
По парку ходил Андрей Нежданов.