Вахта Памяти, проведенная сочинским поисковым отрядом «Ястреб», прошла с 1 по 5 мая в Туапсинском районе на горе Круглая. В этих местах бойцы Красной армии вели бои с элитными немецкими частями, специально обученными вести боевые действия в горной местности. Пик боевых действий пришелся на октябрь и ноябрь 1942 года. Здесь, в небольшом индивидуальном окопчике, 4 мая поисковики нашли останки погибшего в бою советского солдата.
Первый день «Ястреб» провел в подготовке полевого лагеря и определении места для раскопок. На этот раз поиск велся на безымянном отроге одного из хребтов. Здесь до сих пор сохранились окопы, ячейки и пулеметные гнезда далекой войны.
В ходе обследования окопов уже в первый день поиска были найдены разбитые каски, противогазы, ящики от мин и прочее военное «железо». Интересной и достаточно редкой находкой стал металлический ящик для запасных частей, инструментов и принадлежностей (ЗИП) к советскому ручному пулемету ДП-27 («Дегтярёв пехотный» образца 1927 года).
Раскопки следующего дня принесли поисковикам находки в виде касок, штыков, остатков кожаной амуниции, осколков стеклянных солдатских фляг. Но главная цель Вахты памяти: обнаружение останков павших воинов, в этот день достигнута не была.
Удача пришла к поисковикам только 4 мая. На одном из склонов, в откопанной поисковиками одиночной стрелковой, ячейке были найдены останки советского бойца. Рядом бойцы «Ястреба» обнаружили и звездочку с давно истлевшей пилотки погибшего солдата. Вечером поисковики зажгли свечу у останков поднятого бойца и почтили его память.
Руководитель поискового отряда «Ястреб» Денис Карабанов:
«Результаты экспедиции можно назвать достаточно успешными. Поисковые группы в этих местах работали в разные годы и сумели поднять немало бойцов. «Отличились» здесь и мародеры, которые в разное время собирали и откапывали военные артефакты. Вынимая из земли металл, они попросту бросали останки воинов. Поэтому металлоискатель в таких условиях становится бессилен. А работа «классическим» щупом, как это делается нашими собратьями-поисковиками на равнинах, в горной местности исключена. Здесь остается тщательное и трудоемкое обследование каждого квадратного метра.
Поэтому сегодня находить погибших бойцов удается лишь в одной из четырех-пяти таких экспедиций. Но это вовсе не значит, что пора прекращать нашу работу. Результаты все равно есть. имеются и необследованные склоны, и забытые позиции, траншеи, ячейки, блиндажи. Работы здесь на долгие годы».